Затрону этой маленькой статьёй очень болезненную для себя тему…
По моим наблюдениям, гармонь в последние годы очень медленно, но довольно уверенно, возрождается из забытья. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов, как самоучек, так и выпускников различных учебных заведений; в интернет пространстве зарождается интерес к записям гармонистов(ещё пару лет назад на том же YouTube роликов с гармонистами было раз-два и обчёлся); люди просят ноты, задают различные вопросы, касающиеся обучения игре и так далее…
Это всё, конечно, очень хорошо… Но… Что я стал замечать всё чаще? Существует некая тенденция, которую можно выразить такими словами: «так, ребята, давайте выкидывайте из головы эту народную музыку, гармонь надо популяризировать, а вы тут х…ней страдаете!». То есть, вроде как, предлагают играть на гармони «умопомрачительную» современную музыку(попсу, короче говоря), от которой все будут тащиться. Конечно! Это же такая экзотика-рок на гармони!…
Молодёжь, желающая научиться играть на гармони, брезгливо морщится от музыки, предлагаемой для обучения в самоучителях (а это, в большинстве своём, именно народная музыка(ну хорошо-авторские обработки её)). Зато с благоговением смотрят на Игоря Растеряева… Нет, я ничего не имею против этого, безусловно, талантливого актёра. Но у меня всё время вертится в голове вопрос: зачем ему гармонь??? Для его творчества гитара-самое то.
Так вот что я хотел бы спросить по этому поводу: а что вы, господа-товарищи, «идущие в ногу со временем», знаете о народной музыке, чтобы предлагать отречься от неё?
И как, вообще, может существовать гармонь в отрыве от народной культуры? Что у нас останется из того, что позволяет нам осознавать свою национальную самодостаточность, если мы будем с такой лёгкостью отрекаться от своей национальной культуры, от своего вчерашнего дня??? Одни понты, а за душой-ничего… Как можно брать в руки гармонь, не испытывая вообще ни малейшего желания играть традиционную для этого инструмента музыку? Что, тогда вас, вообще, заставляет играть на этом инструменте? Да вы послушайте, хоть раз, игру тех же Вологодских гармонистов, например! Вслушайтесь в эти ритмы, игру на басах, работу мехом, лихие переборы! Это вам не игра по нотной записи, где расписана каждая пауза и каждая длительность!.. Неужели не цепляет??? Да разве можно это забывать??? Это же бездонная кладезь, которую ещё изучать и изучать! Не зря Алексей Мехнецов в группе «Вологодская гармонь»(«ВКонтакте») обещал отдать свою Кирилловскую гармонь тому, кто повторит игру Киршина В.В.»Под пляску»(послушать можно в «Традиционных наигрышах на Кирилловской гармони»). Музыка эта, более, чем достойна сохранения. Это нужно перенимать и передавать из поколения в поколение, а не призывать «забыть, как страшный сон»(цитата с одного форума)!
Популяризировать надо не саму гармонь, а нашу национальную культуру С ПОМОЩЬЮ ГАРМОНИ! Причём, я говорю об истинно народной культуре, а не о попсе, маскирующейся под неё (типа всяких «Золотых колец» и прочих «Белых дней»). Вот какова истинная задача гармониста в наше время, а не перекладывать бездушную и бессмысленную музыку на и без того ограниченный звукоряд.
Нет, не подумайте, что я призываю не играть на гармони ничего из современной музыки. В ней тоже существует много достойных произведений для исполнения на гармони. Но не надо делать из этого самоцель. Сыграть можно всё, что угодно. Вопрос, только, зачем это делать на гармони?
А насчёт популяризации гармони… Да если кто-то желает, чтоб под неё, отрешившись от всего, тупо трясли головами и другими конечностями на манер современных танцев, то пусть она лучше сгинет и лично я не пророню ни слезинки…
Здравствуйте Сергей.Растеряев играет ипоет не только свои но и старинные казачи песни.А Константин Иванин очень подробно и понятно учит играть на гармони .Вы спрашиваете «Зачем Растеряеву гармонь?» А зачем она Вам?
Алексей, а разве это непонятно по сути из написанного Сергеем?