Гармонь и баян: в чём различия

Гармонь и баян… Для многих людей, далеких от музыки(да и для многих музыкантов, наверное, тоже), нет практически никакой разницы между этими двумя музыкальными инструментами. И гармонь называют «баяном», и баян -«гармонью». Действительно: оба имеют меха, которые нужно тянуть туда-сюда, у обоих какие-то кнопочки справа и слева…

yupiter
Вот, только, баян, почему-то, давно получил признание в музыкальном мире, а гармонь остается, по-большому счету, инструментом народным, на который «большие» музыканты смотрят свысока, можно даже сказать, с презрением. Почему так? И в чем отличия баяна от гармони (ну, или-гармони от баяна)? Давайте разберемся.

Хроматический звукоряд-главное отличие

В первую очередь хочется выделить главное, и, на мой взгляд, принципиальное отличие баяна от гармони — это хроматический строй(звукоряд).Что это означает? Чтобы выяснить это, нужно сделать небольшой экскурс в теорию музыки. Дело в том, что во всем мире довольно давно уже принят за стандарт музыкальный строй, состоящий из 12 звуков в каждой октаве с абсолютно одинаковыми промежутками между ними, равными полутону (напомню, что октава-это набор музыкальных звуков от «ДО» до «СИ»).Так вот, такой строй и называется хроматическим. Именно он позволяет играть на баяне в абсолютно любой тональности и само понятие тональность не применяется к баяну, как музыкальному инструменту.

Ну в а чем же, всё-таки, разница между звукорядом гармони и баяна? А вот в том-то она и заключается, что каждая октава баяна(а их может быть и пять, и шесть) состоит из всех 12 звуков хроматической гаммы, в отличие от гармони-хромки, которая имеет в каждой октаве лишь 7 звуков, название которых, наверное, многие помнят еще с детства: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. В таком звукоряде не хватает звуков: «до-диез»(идет после «до»), «ре-диез» или «ми-бемоль»(после «ре»), «фа-диез»(после «фа»), «соль-диез»(после «соль») и «ля-диез» или «си-бемоль»(после «ля»). Вернее, некоторые из этих звуков есть и на гармони: это «ре-диез» и «соль-диез» для первой октавы, и «фа-диез» — для второй(хотя в некоторых гармонях тоже для первой). Но они вынесены в самый верх клавиатуры, то есть, как бы, сама конструкция стандартной гармони-хромки подразумевает, что использоваться они будут достаточно редко. Тем более, что гармонь изначально предназначалась для исполнения русской народной музыки, для которой не характерно использование хроматических ступеней-полутонов.

Отличие во внешнем виде клавиатур

Если же мы взглянем на клавиатуру баяна, то увидим, что в ней белые клавиши чередуются с черными(хотя, это не всегда так, потому что бывают баяны и с одноцветной клавиатурой).Так вот, на этих  черных клавишах баянист и извлекает те самые звуки-полутона, которых просто нет на гармони.

Теперь взглянем на левую клавиатуру баяна и сравним её с клавиатурой гармони. Первое, что бросается в глаза-огромное количество кнопок по сравнению с гармонью: от 100 в ученических баянах и свыше 100-в профессиональных концертных инструментах. Казалось бы, откуда столько звуков?Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно немного разобраться в классификации баянов по типу устройства механики левой клавиатуры. Согласно этой классификации баяны бывают готовые, выборные(редко) и готово-выборные. Готовые баяны-это баяны с готовыми аккордами в левой клавиатуре, то есть, при нажатии одной кнопки, благодаря специальной механике, звучит готовый аккорд(как и на гармони). В выборных баянах на левой клавиатуре можно играть также, как и на правой, набирая аккорды по своему усмотрению. Готово-выборные баяны имеют специальный переключатель, позволяющий играть по необходимости и с готовыми аккордами, и с выборными. Такие баяны универсальны и наиболее распространены в профессиональной среде, так как имеют практически неограниченные исполнительские возможности.

Теперь вернёмся к вопросу о количестве клавиш в левой клавиатуре. Дело в том, что в обычном ученическом баяне с готовыми аккордами и пятью рядами клавиш в левой клавиатуре звуков , на самом деле, всего 48. Это 12 басов (от «до» до «си», включая все полутона), по одному мажорному аккорду от каждого баса, по одному минорному, и по одному септаккорду(в профессиональных концертных баянах обычно присутствует ещё один ряд клавиш в левой клавиатуре — это уменьшенные септаккорды). Остальные клавиши-дублирующие и предназначены для предотвращения больших скачков кисти, когда можно нажать более близкую клавишу.

Наличие в баяне всех основных аккордов для каждого басового звука

Вот ещё одно значительное отличие баяна от гармони: в нём для каждого баса есть все аккорды-мажорный, минорный, септаккорд( ну ещё уменьшенный септаккорд в концертных инструментах). Причём, расположение их очень удобное и логичное: каждый бас и аккорд от этого баса расположены в одном косом ряду в направлении от меха к краю корпуса.Таким образом, нажимая какой-то бас, мы уже точно знаем, что в этом же косом ряду расположен весь набор аккордов от него.

Напомню, что в гармони-хромке 25х25, в отличие от баяна, от каждого баса есть лишь один аккорд(либо мажорный, либо минорный) и только нота «ре»(кнопки 2 и 16) имеет два аккорда — мажорный и минорный.etyud

Баян-настроен «в унисон», гармонь-«в розлив»

Ещё одно отличие баяна от гармони заключается в том, что баяны практически всегда, кроме исключительно редких случаев, настраиваются «в унисон», когда парные голосовые язычки настроены строго в нужный тон(для русского баяна это классическая настройка, за границей несколько иная ситуация).

Гармони же очень часто настраиваются «в розлив», когда один из парных язычков строится чуть выше или ниже нужного тона, и, таким образом, при их одновременном звучании слышны характерные биения, как бы дрожание звука, придающее ему особую окраску.

Однако здесь следует оговориться: не нужно думать, что настройка «в розлив» — характерное отличие гармони от баяна. Это не так. В России оба варианта настройки гармоней, и «в розлив» и «в унисон»были одинаково распространены. Разные виды гармоник настраивались по разному.

Исполнительские возможности и сложность освоения

Теперь по поводу сложности освоения этих инструментов… Тут трудно сказать однозначно. Я считаю, что научиться играть на баяне те же мелодии, что и на гармони(имеется ввиду уровень мастерства, необходимый для их исполнения) ничуть не сложнее. Но дело в том, что баян предоставляет несоизмеримо больше возможностей для совершенствования своего мастерства, нежели гармонь, благодаря вышеописанным его качествам. Однако, гармонь, всё-таки инструмент гораздо более народный, чем баян и встретить её где-нибудь в глубинке наиболее вероятно, в отличие от баяна, являющегося инструментом более академичным.

Из своего личного опыта могу сказать, что после двух месяцев освоения баяна, когда я уже довольно уверенно играл на гармони, я стал замечать, что теряю навык гармониста (аппликатура-то другая!) и решил, что всё-таки буду продолжать совершенствоваться, как гармонист, а к баяну, если и вернусь, то очень не скоро. А тех, кто без труда играет на различных видах гармоник с разным устройством клавиатур и разным строем(например, с разным звуком на сжим-расжим мехов) я безгранично уважаю и считаю их очень талантливыми музыкантами.

Многотембровость больше не приоритет баяна

Следующее отличие: концертные баяны, как правило — многотембровые. Специальные переключатели, позволяющие использовать голоса в различных комбинациях, дают возможность имитировать звучание других инструментов. Но это отличие баяна от гармони уже не является его приоритетом, так как и гармони всё чаще стали делать многотембровыми. Впомнить, хотя бы,Тульскую «Заказную» многотембровую или гармони мастера А.А.Сизова.

Вот, наверное, и все главные отличия баяна от гармони. А насколько они существенны,чтобы говорить о похожести этих инструментов, пусть каждый, теперь, сам решает.

Комментарии: 19
  1. полина

    я не чего не поняла

    1. Аноним

      чотутнепонятново?!?!?!?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

      1. Аноним

        )))))))))))))

  2. Алексей

    Да вроде-бы все очень доступно и внятно обрисовано!

  3. Лара

    Спасибо большое! Замечательная статья с очень подробной, интересно поданной информацией, которую можно получить только от человека с опытом игры на обоих инструментах.
    Для меня было очень полезно прочесть.

  4. Аноним

    Автору стать — большое спасибо!

  5. Аноним

    спасибо,очень благодарен за подсказку.

  6. Виктор

    Ну наконец-то! Человек все по полочкам разложил. Теперь у меня в голове все сложилось. Спасибо за статью.

  7. Александр

    Всегда пугало незнание отличий этих очень похожих инструметов….
    Спасибо большое…..
    Инструмены распространенные и мне человеку далекому от музыки
    Всегда было неловко….

    1. Сергей Акимов (автор)

      Пожалуйста,Александр!

  8. Аноним

    на гармони при нажатии 1 кнопы зразу звучат несколько голосов -до 8 на нижегородках с заемом! звук очень насыщеный богатый ! на баяне как правило 2 голоса….потому кнопов много..хотя бывают и 4хголосные баяны….на гармони нучиться играть много проще и быстрее….

    1. Сергей Акимов (автор)

      4-х голосые баяны не просто «бывают», а уже давно являются стандартом концертного инструмента,так что,многоголосие не стоит считать явным отличием гармони от баяна. А заём вообще специфическая штука…

  9. вИТАЛИЙ

    Здравствуйте я по профессии музыкальный мастер 35 лет назад начинал учеником в музыкальной мастерской при В.Х.О. Я сейчас задал вопрос почему в баяне 12 звуков а в гармоне 10 звуков но ответ так и не получил.хотя ответ был якобы из за народной музыке ну это не правильно.я знаю правильный ответ просто хотел проверить мою версию.т.к. сколько не спрашивал у профессиональных музыкантов никто не знает.У меня сложилось такое впичатление что и вы не знаете почему мастер убрал 2 звука

  10. вИТАЛИЙ

    Добрый день я часто занимаюсь настройкой гармоней сейчас стали плохо настраивать гармони часто вижу как байнист и гармонист играют дуэтом а правильно гармонь с баяном строить не должна.

  11. Сергей Акимов

    Я так думаю,правильно ставить вопрос,»почему добавили эти три зроматических звука к остальным семи»,а не «почему убрали два из двенадцати».
    Я думаю они нужны больше для того,чтобы более-менее полноценно играть в двух дополнительных тональностях: ми-минор и соль-мажор.
    А то,что гармонь можно(а не обязательно » нужно’) настраивать не в РТС-это факт,известный любому настоящему мастеру(а никакой не секрет).

  12. Сергей

    Браво! Очень понятно, хотя и не музыкант, но понял основную идею!

  13. Михалыч

    Спасибо!

  14. Владимир

    Здравствуйте. скажите в чем отличие выборного баяна от готово-выборного? видел такой баян Новинка,справа 43 кнопки,слева 41.

  15. Сергей Акимов

    Владимир,отличие видно из самого названия: у выборного баяна на левой клавиатуре нет аккордов(они «набираются» самим исполнителем при игре), а готово-выборный имеет возможность переключения из одного режима в другой(то есть,может работать и как выборный, и как готовый(то есть,с готовыми аккордами)).

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ