Моя первая гармонь: изготовление гармони своими руками

Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…

Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой гармонью, были значительные перерывы на ремонт других  инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.

SL274089

С чего всё началось

Мысль изготовить гармонь своими руками посещала меня уже  довольно давно, но надолго в голове не задерживалась,так как работа эта казалась невероятно сложной, учитывая отсутствие полноценной мастерской и наличие только обрывочных знаний о самом процессе.

Но накопившаяся благодаря добрым людям куча кусковых планок подтолкнула приступить к делу. Да и руки уже невыносимо чесались попробовать.

2012-04-22-17.58SL274091

Концепция будущей гармони

К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.

Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.

Корпус

Корпус был изготовлен из купленных в строительном магазине реек толщиной 5мм и шириной 60мм. Материал–не знаю точно, какой, но подозреваю, что это ель. Отбирал их тщательно, выбирая плотную, прямослойную, без сучков, древесину.

На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.

Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.

Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.

Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.

Гриф и механика правой клавиатуры

Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).

Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.

SL273135SL273136SL274087SL274088
Сами клавиши сделаны из тех же реек, что и корпус. В качестве пуговиц клавиатуры использованы кнопки от баяна «Рубин».

Корпуса клапанов взяты от старой Шуйской гармони, с предварительно переклееными прокладками и новой лайкой.

Сама механика устроена не совсем традиционно для гармони: ряд клапанов, расположен за грифом и приводится в действие механизмом(вернее,его частью от того же «Рубина»)(см.фото).

Такая конструкция позволяет более рационально использовать свободное пространство в корпусе и применяется(хоть и в немного другом виде) в тульских заказных гармонях.

Левая механика и клавиатура

Левая механика стала для меня, наверное, самой большой проблемой. Поначалу, я собирался поставить её готовую, от той же самой Беларуси. Но оказалось,что при выбранных размерах корпуса, она туда просто не помещается.

Что было делать?… Решено было делать её с нуля самому. Ближайшие несколько дней я извёл кучу бумаги, вычерчивая наиболее рациональные схемы проволочной механики. Однако, в конце концов я от неё отказался: конструкция выходила громоздкой, неразборной, а также не очень хотелось протыкать деку насквозь десятками скобок для крепления всех рычагов.

Валиковая механиках(как на заводских гармонях), более лёгкая, ремонтопригодная и малошумная, поначалу  казалась неосуществимой в домашних условиях ввиду необходимости(как мне казалось) наличия сварочного оборудования для приваривания стоек к валикам.

Но я нашёл решение: для крепления стоек в валике сверлилось отверстие чуть меньше диаметра стойки, после чего заточенный на лёгкий конус  кончик стойки плотно вворачивался в отверстие и расклёпывался с обратной стороны. Получилось, на мой взгляд, достаточно надёжно. Но время покажет.

Толкатели  были сделаны таким же способом. Сами кнопки использованы готовые. Всего на изготовление левой механики ушёл месяц работы. Клапана также взяты от донора, алюминиевые.

SL274085
SL274086

Меха

Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.

meha1
2012-03-14-20.24

Голосовая часть

По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был. Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.

В итоге голосовые планки для правой части были использованы от аккордеона «Красный партизан»(резонаторы от него мне отдали за так (спасибо Игорю Шелепову, он меня не первый раз снабжает!)).

Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!

Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.

SL2741142012-04-22-17.46

Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я  их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.

SL273327

Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров  и, как следствие, улучшения ответа.

Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.

О настройке

[adsense1]На настройку ушла неделя. Но, когда гармонь разыграется, всё равно придётся подстраивать,так как вмешательство в «жизнь» некоторых голосов было весьма значительным: аккордеон-донор имел сильный розлив, а планки я не рассортировал перед установкой на резонаторы. В итоге на месте многих строевых голосов оказались сильно заниженные. В общем, с хорошей настройкой ещё предстоит повозиться. Да и с розливом, кажется, я не очень угадал-тембр получился не самый интересный.

Тема на форуме

Моя вторая гармонь

Комментарии: 13
  1. Владимир

    Сергей, а из какого дерева делали гриф и каким клеем его клеили?

  2. Сергей Акимов (автор)

    Владимир,в данном случае-из бука. Клеил на столярный ПВА(Момент-Столяр D2(в жёлтой бутылке)).

  3. Артем

    посоветуйте, чем промазать стыки деревянного корпуса баяна изнутри, чтобы не испортить звук? корпус такойже, как у вас — неламинированный. временно проклеил малярным скотчем, компрессия стала лучше, но все равно где-то шипит. хочется чем-то промазать или пролить, чтобы точно знать, что корпус герметичен.

    1. pogutairm30@gmail.com

      Лучше промазать стыки восковым клеем, которым приклеивают голосовые планки к резонаторам! Есть такой специальный клей-спросите у мастеров по ремонту гармоней!

  4. Сергей Акимов (автор)

    Артём,можно аккуратно залить клеем ПВА. Хотя,если корпус склеен костным клеем,ПВА,возможно,не прилипнет…

  5. Владимир

    Сергей. Выше всяких похвал. Так вырости буквально на глазах! Барыня на самодельной гармони супер!!!

  6. Дмитрий

    Здравствуйте а вы не можете ли сделать фото резонаторов всех с обоих сторон

  7. Сергей Акимов

    Нет,Дмитрий,не могу… Гармонь уже полтора года,как продана.

  8. Дмитрий

    сергей , друже я мог бы попросить вас сделать фото резанаторов на любой вашей гармони , любой возможно даже на чайке , просто я уже правый полукорпус сделал по вашим фото , ну вроде похоже , пожалуйста

  9. Николай

    Дмитрий здравствуйте, подскажите где вы брали лайку, не могу достать, или как заказать, заранее благодарен.

  10. Александер

    Сергей здравствуйте,вопрос а какую проволку вы брали для стоек ,валиков и толкателей?

  11. Сергей Акимов

    Александер,стальную.

  12. Влад.

    Доброго дня.
    Возможно Совет будет полезен. Восковая смесь не клей а лишь герметик. Для начала пойдет. Голоса лучше крепить надежнее.

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ