Русская пляска сейчас существует в трёх основных формах: традиционная, бытовая и сценическая.
Из-за того, что старшее поколение уходит, в наше время хранителями традиционной пляски являются различные фольклорные коллективы. Особенность традиционной пляски в том, что она тесно связана с обрядами и образом жизни.Она появилась в то время, когда человек понял некую связь между ритмами природы и ритмами сердца, ритмами движения животных и собственным ритмом, и захотел им управлять.
Откуда и родились культура, обряды и обычаи. Ритм-это нормализация собственного состояния. Когда человек нормализовал собственное состояние, он пытался войти в контакт с тем, что его окружало, что было для него важным. Это- земля. Это-плодородие земли. И человек вызывал это плодородие именно ударом стопой ноги в землю. Это был, во-первых, контакт. Во-вторых, это требование и постановка самого себя: «Я здесь, я есть, я буду! Я требую от тебя, земля, чтобы ты родила!». Исполнение традиционной пляски подчинено довольно строгим правилам.
Бытовая пляска сложилась в городах и крупных посёлках, куда переезжали деревенские жители. Её особенность, в отличие от традиционной в том, что она перестала быть связанной с обрядом. Каких-то строгих правил в её исполнении уже не стало. Но нужно отдавать себе отчёт в том, что она сложилась среди людей, родившихся и выросших в деревне. Из-за этого манера исполнения и движения остались традиционными. Пляска одного человека, это, по сути, монолог. Если идёт пляска двух человек, то это — обмен мнениями и высказываниями. Если кто-то при этом поёт со стороны, то это называется комментарии. Осмысливая структуру пляски, человек лучше понимает, что он должен петь и как…То есть не петь, а выкрикивать. Сами по себе, фразы должны быть ёмкими и законченными, иначе смысла в них нет, они должны выкрикиваться очень резко и громко.
Сценической пляске обучают в училищах и вузах. Она подчинена законам сцены. Пляска на сцене должна быть зрелищной. Из-за этого профессиональные хореографы ввели в неё движения с большой амплитудой(которых никогда в русской пляске не было), массовые действа, отточенную, стандартную технику и чуть ли не акробатические упражнения. Импровизация, как главная основа традиционной и бытовой пляски, исчезла. Русские плясовые движения были положены на балетную основу, поэтому традиционная манера исполнения была утеряна.
Можно с полной уверенностью говорить, что то, что сейчас показывают на большой сцене под видом «русской народной пляски», никакого отношения к этой самой пляске не имеет, и называться пляской никак не может. Правильнее будет называть это «русским танцем»(или «русским сценическим танцем»), но не «пляской», и уж точно-не «народной».
Сколько необходимо потратить времени, что бы научиться плясать?
Для качественного освоения традиционной или сценической пляски, надо потратить несколько лет занятий у опытного педагога.
Что бы научиться бытовой пляске, при наличии большого желания, чувства ритма, некоторых способностей, определённой физической подготовке и при использовании соответствующей методики, построенной не на заучивании движений, а на использовании принципов, будет достаточно 3-4 часов занятии, это одна две тренировки.
Как раньше учили пляске в деревнях? Наверное, кого-то огорошит ответ на этот вопрос: «А никак!»
А зачем, собственно, было этому учить? Ведь, если подумать, кого-нибудь из современных молодых людей учили танцам на дискотеках? Скорее всего, мало, кто ответит «да» на этот вопрос. Но на дискотеках же они танцуют! И кто-то при этом ещё и ХОРОШО танцует, потому что им это нравится!… Вот и раньше так было, только музыка была другая и движения. Обучение(а правильнее-самообучение) пляске шло не по методу заучивания и точного копирования движений других, а через понятие и осознание ПРИНЦИПОВ, в рамках которых уже шла чистейшая импровизация по ситуации и обстановке.
Дети с раннего возраста видели и впитывали живой пример пляшущих взрослых и когда приходила их пора ходить на гулянья и праздники, мало кто испытывал какие-либо затруднения, потому что, всё это было уже в крови и в менталитете.
У кого были сильные ноги, тот плясал вприсядку, кто не мог вприсядку, топал, хлопал, отбивал дроби. Пляска, это пляска, а не исполнение каких-то движений под музыку, которым нужно очень долго учиться.
Но в наше время, чтобы научиться плясать, нужно, всё-таки, приложить некоторые усилия. Трудность здесь в том,ч то народ русский уже достаточно давно находится под тяжёлым давлением других культур. Повсюду звучит музыка, ничего общего не имеющая с понятием «русская», на дискотеках и из телевизора впитывается заграничная(американо-латино-африканская) манера танца. Постоянно рекламируются различные конкурсы, школы, курсы латино-американских танцев.
И всему этому нужно сознательно и активно противостоять. Кто-нибудь, когда-нибудь видел, чтобы, например, в латинской америке или западной европе, плясали по-русски, а на дискотеках звучала русская музыка?…Так почему мы с такой самоотдачей и так безоглядно впитываем всё это, при том, что что-то своё, родное до мозга костей, вызывает у нас презренное «фу»?
Живой пример бережного отношения к национальной культуре, в том числе-и к танцам, это народы кавказа. По телевидению как-то показывали ночные гулянья по всей стране, в честь победы российской футбольной сборной над сборной Голландии в июне 2008-го года. И в одном из эпизодов было показано, как в компании молодёжи один парень кавказской наружности лихо и самозабвенно отплясывал лезгинку, в то время, как другой (похоже-русский) подыгрывал ему на аккордеоне!… Думаете, кто-то сплясал «русского», или, хотя бы, попытался?…
В другом (тоже «футбольном») эпизоде, довольно большая группа чеченской молодёжи, по очереди исполняли национальные танцы на трибуне стадиона в Грозном, перед матчем любимой команды, под хлопанье в ладоши…
Ну а мы?… Мы только идём к этому, или уже ушли безвозвратно?…
И напоследок вспомню один эпизод из собственного опыта. Как-то одна бабушка, живущая по соседству с деревней, где проживают мои дед с бабушкой, вспоминая свою молодость и рассказывая, как здорово играл на гармони мой дед, обронила замечательную фразу, которую я запомнил практически дословно и никогда не забуду: «Под других гармонистов мало, кто выходил, все девки ждали твоего деда(он играл не как все, а с переборами). И вот он начинал, играть, а мы танцевали…Тфу-ты!…Не танцевали… ПЛЯСАЛИ!… ТАНЦЕВАТЬ НЕ УМЕЛИ!».
Сергей Акимов
Читайте,также:
—Музей Русской гармоника Альфреда Мирека
все конечно хорошо, но слишком уж подеревенски выглядит русская пляска, слишком уж плаксивые или неглубокие наши тексты, кому-то нравится, но их мало. Не хватает ребрединга, талантливых молодых людей, они есть, но кто им даст пробится без связей, вот и так все идет. Русская культура интересна, но она не удовлетворяет потребности молодежи и более взрослого населения, а тех чьи потребности удовлетворяет их мало. Сальса мамба (заметьте все южные танцы, не какие-нибудь вальсы) берут своей горячностью и эмоциональностью, под такую музыку ноги сами идут в пляс.
kotori, типичный поверхностный взгляд человека,недостаточно знакомого с традиционной русской культурой… Вы пляски-то много видели? Не балета на сцене(который придумали хореографы,вырвав некоторые движения из «контекста» и гипертрофировав их),а настоящей пляски?
«По деревенски»??? А что в этом плохого? Если слово «деревня» у вас в голове засело,как исключительно ругательное(а,похоже,так оно и есть), то уж точно не вам судить о «горячности и эмоциональности» русской музыки.