Мифы о гармони. О влиянии материала корпуса на звучание гармони.

Накладка на левую клавиатуру гармониСреди гармонистов(баянистов и т.д.)существует практически общепринятое убеждение, что материал, из которого изготовлен корпус гармони и родственных ей музыкальных инструментов, таких, как баян, аккордеон и прочие, влияет на его звучание. То есть, типа, гармонь, сделанная из какой-нибудь многовековой древесины особой сушки будет однозначно звучать лучше, чем сделанная из современной фанеры или каких-либо других материалов… Об этом упоминается и в книге А.Мехнецова о кирилловской гармони и мастерах, её изготавливавших.

А влияет ли корпус на звучание?

Должен сказать, что и сам какое-то время был убежденным сторонником этой теории и даже вступал в горячие споры на форумах на данную тему, но… Прошли годы, я сам приобрел какой-то практический опыт в изготовлении гармоней(хотя сам этот факт еще ни о чем не говорит), пообщался с более приземленными и, главное, более образованными, людьми, мыслящими критически, и пришел к выводу, что, скорее всего, все-таки, материал корпуса язычкового инструмента оказывает на тембр и громкость звучания столь малое влияние, что его вообще можно не принимать всерьёз. Наибольший вклад в данное убеждение внес Е.Гусаров, директор компании, производящей баяны Юпитер, к которому я обратился с прямым вопросом по этой теме. Из его ответа я уяснил, что, если и говорить о влиянии корпуса на звучание, то речь следует вести не о материалах, из которых он изготовлен, а о его внутреннем объеме, ну и, может быть, о форме. Материал,  же,  следует выбирать только из соображений удобства механической обработки и эстетики. Главное требование к нему(материалу корпуса)-достаточная механическая прочность, чтобы обеспечить прочное,без паразитных вибраций, крепление резонаторов с голосовыми планками. То есть, например, войлок, конечно же для изготовления корпуса не подойдет(это крайность, в которую не следует бросаться). Хотя, если пропитать войлок эпоксидной смолой(как однажды  в шутку было предложено на форуме), то такой вариант вполне жизнеспособен… Если же говорить о древесине, то сойдёт любая(вопрос, лишь, в долговечности и износостойкости внешней поверхности будущего корпуса).

Корпус гармони с ломаной декой в процессе изготовления

Как объективно оценить влияние материала корпуса на звучание гармони

Я неспроста не выражаю 100%-ную уверенность в отсутствии влияния материала корпуса на звучание гармони…  Дело в том, что данный тезис может быть подтвержден или опровержен только серьезным практическим экспериментом, условия которого я уже не раз приводил, но приведу опять:

  • нужно изготовить, например, пять абсолютно одинаковых по всем параметрам гармоней, только четыре из них сделать с корпусом из фанеры(можно, даже, целлулоидом обтянуть), а одну-из цельной древесины высшего качества
  • отобрать пару десятков ярых сторонников того, что материал корпуса влияет на звучание(и они это слышат),  дать им послушать все инструменты, причем, обязательно из-за шторки,  либо с завязанными глазами, и попросить определить инструмент из цельной древесины

Эксперимент трудоёмкий, требующий высочайшей точности изготовления всех деталей для получения абсолютно идентичных друг другу инструментов, но только так можно с максимальной степенью достоверности определить истину. Насколько мне известно, таких экспериментов никто не проводил, но, почему-то, априори считается, что материал корпуса гармони оказывает значительное влияние на её звучание. Похожий эксперимент, кстати, проводился со скрипками(включая скрипку знаменитого итальянского мастера А.Страдивари). Участников, убеждённых в исключительности звучания инструментов работы Страдивари, просили выбрать из нескольких скрипок наиболее понравившуюся. Результат всех поразил… Если интересно, вот видео(сам эксперимент начинается с 24-ой минуты фильма):

Почему производителям это «не интересно»

Мне кажется, проведение подобных испытаний не стало бы какой-то проблемой для крупных производителей гармоней, таких, как «Тульская гармонь» или «Шуйская гармонь». Не хочу никого обидеть, но мне думается, что им просто это не выгодно, так как всегда можно взять дополнительную плату за корпус из «особой резонансной древесины»(или что-то вроде того).   А когда все будут знать о возможном отсутствии разницы между этими материалами, то зачем переплачивать?… Кстати, хорошо известный в  среде гармонистов, мастер А.А.Сизов тоже применяет фанеру для изготовления корпусов своих гармоней.

А гармонь, наверное, всё-таки, не тот инструмент, материал корпуса которого оказывает сколь-нибудь серьезное влияние на его звучание. Здесь звучание определяется, в первую очередь, качеством голосов. И это основополагающий фактор, за неимением которого все остальные потуги, вроде замены алюминиевой деки на деревянную, а также обдирки целлулоида на фабричных инструментах, просто не имеют смысла.

Сергей Акимов

Комментарии: 15
  1. Аноним

    В этом есть доля правды. Например, органные трубы изготовлены из практически одного материала сплав олва и свинца. Но насколько они разное по конструкции…. Собственно, если мы посмотрим на конструкцию язычковых регистров, а точнее их резонаторов, то можно увидеть, как за счёт разных конструкций органостргители добиваются нужного тембра. При этом источник звука — сам язычок( трость) по конструкции одинаков во всех регистрах.

  2. Аноним

    если резонаторы пластиковые и деревянные прилично отличаются по звуку в процессе резоннации то та же самая резоннация происходит и на корпусе гармони….есть физика твердого тела 4 курс физтеха! там все подробно …как волна распространяется в разных материалах….без гаданий на уховой гуще…

    1. Сергей Акимов (автор)

      Я охотно соглашусь,когда это будет подтверждено практическим экспериментом и хотя бы 60-70 процентов участников услышат разницу звучания между деревянным и фанерным корпусом при слепом прослушивании. А пока это все не более,чем миф.

  3. Аноним

    А вот вам и эксперимент. имеется баян, правая звучит громко. звонко, ярко. Меняю только правый полукорпус (резонаторы с голосами те же) звучание четь тише, чуть менее звонко, звук, я бы сказал поблагороднее, ставлю еще другой правый полукорпус — третье звучание!

  4. Аноним

    Это комментировал — Peter.

  5. Аноним

    Все полукорпуса с деревянными деками.

  6. Сергей В

    Я так понимаю здесь речь идет только о материале корпуса? Материал деки ведь играет значение?

  7. Сергей Акимов (автор)

    Сергей,я бы относил деку также к части корпуса. Поэтому её материал тоже осбого значения не имеет. Вот на эту тему https://poigarmonika.ru/garmon-tehnicheskie-aspekty/vliyanie-materiala-deki-na-zvuchanie-garmoni.html

  8. Сергей В

    Спасибо за ответ. У меня остается одно неразрешенное сомнение — полностью согласен в том, что нет смысла смотреть на резонаторные способности материала, но есть ощущение, что влияют такие качества материалов как звукоотражаемость и звукопоглощение. Или этими вещами можно принебречь?

  9. Сергей Акимов (автор)

    «Звукоотражаемость и звукопоглощение», наверное, важны, если говорить о резонаторах(там бы я не стал этим пренебрегать,хотя,как это измерить и проконтролировать?). Но вряд ли это касается корпуса и деки.

  10. Сергей В

    Большое спасибо.

  11. дядя Коля

    В общем, чем дешевле и паршивее материал, тем лучше. Да зравствуют пластиковые резонаторы, фанерный корпус, дюралевые деки. Спасибо британским учёным за науку.

    1. Сергей Акимов (автор)

      Неправильные выводы… Я вполне внятно написал, что материалы для корпуса(не резонаторов!) нет смысла выбирать из соображений какого-то мифического «лучшего звучания», но это вовсе не значит, что теперь всё надо делать из говна. Если у кого-то есть научные доказательства и протоколы сравнительных испытаний инструментов из разных материалов-я с радостью с ними ознакомлюсь. А пока, как показано в видео, люди не могут отличить даже скрипку Страдивари от работы современного мастера(и это при том, что в конструкции скрипки, как раз, материалы имеют значение для её звучания).
      Кстати, качественная фанера-прекрасный материал для корпуса гармони, обладающий стабильностью, не сравнимой с цельной древесиной.

  12. Александр

    Сергей, можно для эксперимента хоть абсолютно идентичных цельнопланочных пятиголосых готово-выборных баянов сделать, но зачем? Я пока не понимаю, почему для такого эксперимента нельзя просто одни и те же резонаторы ставить в разные корпуса и сравнивать? Или нужно чтобы эти инструменты звучали одновременно?

  13. Роман

    Александр, инструменты нужно сравнивать бок-о-бок.

    А у одних и тех же резонаторов при перестановке в новый корпус еще и строй поплывет, совсем ерунда получится.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ