Гармонь и современная музыка

Затрону этой маленькой статьёй очень болезненную для себя тему…
По моим наблюдениям, гармонь в последние годы очень медленно, но довольно уверенно, возрождается из забытья. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов, как самоучек, так и выпускников различных учебных заведений; в интернет пространстве зарождается интерес  к записям гармонистов(ещё пару лет назад на том же YouTube роликов с гармонистами было раз-два и обчёлся); люди просят ноты, задают различные вопросы, касающиеся обучения игре и так далее…

russkaya-plyaska
Это всё, конечно, очень хорошо… Но… Что я стал замечать всё чаще? Существует некая тенденция, которую можно выразить такими словами: «так, ребята, давайте выкидывайте из головы эту народную музыку, гармонь надо популяризировать, а вы тут х…ней страдаете!». То есть, вроде как, предлагают играть на гармони «умопомрачительную» современную музыку(попсу, короче говоря), от которой все будут тащиться. Конечно! Это же такая экзотика-рок на гармони!…

Показать полностью Гармонь и современная музыка

Гармонь.Первый опыт игры на публике.

Ну вот оно и свершилось, то, чего я ожидал со страхом и сильным волнением: вчера впервые играл  на публике на гармони!
А началось всё с того,что позвал меня один знакомый по «ВКОНТАКТЕ» гармонист Илья Ахромов на масленицу в парк ЦПКиО им.Кирова(это в Санкт-Петербурге).Сказал он примерно так:»приходи,можешь и без гармони,но лучше с ней-если сам не будешь играть,дашь другим».После получаса брожения по парку в поисках звуков гармони,я,в конце-концов,услышал их:на небольшом пятачке пели под две гармони молодые ребята и девушки из коллектива «Молодежный домострой».

Iliya
Я сразу узнал Илью,подошел,встал напротив него,смотрю,улыбаюсь…И он меня тоже узнал… Вобщем отошли мы в сторонку,посмотрел он мою игру(наиграл «Барыню» на его гармони),посоветовал уверенней играть(в смысле-громче),сказал,что сам,в принципе,играет так же…

Показать полностью Гармонь.Первый опыт игры на публике.

Гармонь: по нотам или «на слух»?

po-notamПри общении на некоторых форумах, посвященных гармони и обучению игре на ней, мне часто приходилось видеть вопросы и суждения на тему «как играть на гармони: по нотам или на слух?». Причем, два этих способа, по совершенно непонятной лично мне причине, почему-то выносятся на обсуждение, как взаимоисключающие. Показать полностью Гармонь: по нотам или «на слух»?

От чего гармонь поёт…

«Оттого, что кто-то любит гармониста…», — отвечают нам слова известной песни «Старый клён» на главный вопрос, заданный её исполнителем. И как было не влюбиться в задорного паренька-гармониста, который залихватски исполнял «плясовую» или затягивал «страдания», да так, что все девушки трепетали от восторга?

Гармонь и по сей день волнует и покоряет сердца своим исконно русским звучанием.

Показать полностью От чего гармонь поёт…

Чем хороши цельные планки?

Наверное, многим известно, что в массовом производстве язычковых музыкальных инструментов цельные планки (голосовые) не применяются. Естественно возникает вопрос: «А почему?». Особенно, учитывая их явные преимущества перед  кусковыми планками в качестве звучания? Всё дело в том, что любое массовое производство требует  унификации комплектующих.

SL271501
Кусковые планки в массовом производстве удобнее: не нужно браковать целый ряд голосов, если допущена ошибка при наклёпке одного из них или при повреждении одного проёма, как пришлось бы делать в случае с цельной планкой. Достаточно заменить отдельный кусочек с парой голосов. Тоже самое справедливо и при ремонте гармони. Это однозначное и неоспоримое преимущество кусковых планок перед цельными.
К тому же, цельная планка-это гораздо большее количество ручного труда(например, растирка проёмов до нужных размеров и под нужным углом).

Показать полностью Чем хороши цельные планки?

Характеристики некоторых моделей тульских гармоней

Гармонь Тульская «Заказная»

zak
Двухрядная, четырехголосая, 340х198х370 мм, масса 6 кг, 25х25 – IV (в тональности на заказ)

Характеристики гармони: двухрядная, четырехголосная.

Правый клавиатурный механизм гармони — новой конструкции, что позволило значительно уменьшить усилия нажатия на рычаги.

Набор голосовых планок — баритон, две планки мелодии (розлив), планка пикколо.

Левый клавиатурный механизм имеет усиленное звучание резонатора баса за счет применения дополнительных резонаторных камер планок контроктавы.

Аккомпанемент гармони усилен третьим рядом планок резонатора аккомпанемента.

Показать полностью Характеристики некоторых моделей тульских гармоней

Русская пляска: быть или не быть?

Русская пляска сейчас существует в трёх основных формах: традиционная, бытовая и сценическая.

Из-за того, что старшее поколение уходит, в наше время хранителями традиционной пляски являются различные фольклорные коллективы. Особенность традиционной пляски в том, что она тесно связана с обрядами и образом жизни.Она появилась в то время, когда человек понял некую связь между ритмами природы и ритмами сердца, ритмами движения животных и собственным ритмом, и захотел им управлять.

Откуда и родились культура, обряды и обычаи. Ритм-это нормализация собственного состояния. Когда человек нормализовал собственное состояние, он пытался войти в контакт с тем, что его окружало, что было для него важным. Это- земля. Это-плодородие земли. И человек вызывал это плодородие именно ударом стопой ноги в землю. Это был, во-первых, контакт. Во-вторых, это требование и постановка самого себя: «Я здесь, я есть, я буду! Я требую от тебя, земля, чтобы ты родила!». Исполнение традиционной пляски подчинено довольно строгим правилам.

Показать полностью Русская пляска: быть или не быть?