Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста.Часть1.

Здравствуйте, уважаемые начинающие (и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«. Думаю, настало время нам познакомиться с нотной грамотой… Не спешите морщиться: в этом уроке я попытаюсь простым человеческим языком объяснить вам самые основы нотной грамоты и научить читать нотную запись.

Профессионалам, случайно или намеренно заглянувшим сюда, советую не читать этот материал, чтобы сберечь свои нервы или, напротив, не умереть от смеха, ибо то, как я собираюсь учить начинающих, вероятно, будет противоречить всем канонам обучения нотной грамоте в музыкальных школах(училищах, вузах). Но и цель у меня другая. Я не собираюсь учить играть «с листа», то есть сразу играть произведение по нотам без предварительного разучивания(я и сам этого не умею). Мне хотелось бы, только, чтобы этот урок научил начинающих гармонистов понимать и расшифровывать нотную запись и разучивать мелодии по нотам(не важно за какое время).

 

Правильно ли-играть на гармони по нотам?

Не подумайте, что я-ярый фанат игры только по нотам и ничего другого не признаю. Вовсе нет. Я много играю на слух и часто использую ноты какой-либо понравившейся мелодии, как основу для добавления чего-то от себя. К тому же, далеко не все, кто одержим желанием научиться играть на гармони, обладают достаточно хорошим музыкальным слухом, чтобы самостоятельно подбирать мелодии.

Честно говоря, у меня были некоторые опасения по поводу выбора темы этого урока… Столько людей считают, что нотная грамота — это нечто безумно сложное и под силу только избранным, что переубедить их кажется невыполнимой задачей. Самое интересное, что многие говорят примерно одну фразу, вроде «я пытался разобраться, но ничего не понял»…

Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).

Есть еще люди, которые утверждают, что записать нотами, например, народную игру невозможно…  По поводу последних скажу-бред! Что именно там невозможного? Нотная запись имеет все инструменты для полноценной передачи всех нюансов любой мелодии с помощью нотных знаков. Если нажата кнопка на гармони, то звучит музыкальный звук, а если звучит музыкальный звук-то его можно записать на бумаге, используя возможности, предоставляемые нотной грамотой.

Но  сейчас мы будем учиться не записывать музыку нотами, а читать уже записанную. В этом уроке я постараюсь на доступном языке и без лишних подробностей объяснить вам основные принципы, которые если и не позволят вам в совершенстве овладеть нотной грамотой, то, по крайней мере, научат вас учить мелодии для гармони полноценно, а не по каким-то там «циферкам», которые еще нужно, чтобы кто написал для вас и передающие, лишь, малую часть информации о музыкальном произведении.

Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.

Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи

Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан — это набор из пяти горизонтальных линеек:

stan

Ноты для гармони(как и для других язычковых инструментов) записываются на двух нотных станах: верхний — для правой руки, нижний — для левой.

klyuch
Отличаются они специальным знаком — «ключом», стоящим в самом начале нотного стана для каждой руки. Ключ определяет положение конкретной ноты в конкретном месте нотного стана. Поясняю: ноты для правой руки пишутся в скрипичном ключе «соль», который, охватывая своим завитком вторую снизу линейку, показывает, что на данной линейке должна находиться нота «соль».

Ноты для левой руки пишутся в басовом ключе «фа», который показывает, что на четвёртой снизу линейке, заключённой между двумя точками, должна располагаться нота «фа».

Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.

Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:

nad-i-pod

Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:

oktavy

Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Запись нот в зависимости от длительности звучания

В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые,  половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.

Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с,  восьмая-1/2с и так далее.

На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.

Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:

dlitelnosti

Из чего состоит нота

Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:

note

Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.

Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).

Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:

16-vmeste

Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони

Теперь самое главное. В расположении нот в нотной записи для гармони-хромки есть одна закономерность, которая облегчит вам нахождение нужной клавиши, соответствующей написанной ноте: запомните, ноты первого(от руки)ряда правой клавиатуры всегда лежат так, что пересекаются линейками, а ноты второго ряда лежат между линейками. Таким образом, звукоряд первого от руки ряда правой клавиатуры(клавиши с 3 по 13) будет записан нотами вот так:

2ryad

а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:

1ryad

Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.

Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):

diezy

Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.

Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):

noty-do

Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них. То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.

Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.

Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:

nota6

Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).

Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.

Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:

v-lesu

Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)). Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду. Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой. То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры). Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.

Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.

Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)

Про нотную запись для левой руки я не буду говорить особо много. Стоит только помнить, что, как сказано в начале статьи, ноты для левой руки пишутся в другом ключе(«фа») и, соответственно, нота «до» в них будет находится в другом месте, нежели в правой руке. Метод для правой руки здесь не подходит.

Здесь, наверное, самый верный способ — просто визуально запомнить соответствие каждой ноты и каждого аккорда конкретной клавише, ибо их не так много: семь звуков-басов(кнопки №№ 2 и 16-дублируются) и восемь аккордов(третий ряд, как вы, наверное, помните, дублирует басы, расположенные в первых двух).

Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):

Левая

Запись аккордов правой руки гармони

Немного об аккордах.  Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.

Вот так выглядят аккорды в нотах(на примере — аккорд из трёх нот и тот же самый аккорд из четырёх нот):

akkord3
akk4

Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.

Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.

Подведём итоги

Ну вот, наверное, для первой части достаточно.

Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:

  • нотная запись читается слева направо
  • ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
  • соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)

Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.

Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…

Удачи!

Комментарии: 35
  1. pavel

    Спасибо, буду пробывать!)

  2. pavel

    Хорошо бы продолжение еще почитать)

  3. Иван

    Огромное спасибо за ДОХОДЧИВОЕ объяснение нотной грамоты,с нетерпением жду продолжения!!!

  4. олекса струнко

    знание нотной грамоты также важно как и знание алфавита и грамматики. методически очень правильным является анализ и взаимосвязь звукоряда и клавиатуры. т.е. разъяснение принципа построения системы звукоизвлечения. эти знания серьезно облегчают освоение любого инструмента. поэтому время потраченное на изучение нотной грамоты и клавиатуры сторицей окупится при освоении гармони. надо не лениться играть гаммы и довести до автоматизма поиск нужной кнопочки в разбежку вразнобой. это как научиться держать равновесие на велосипеде. критерием достаточного уровня умений является чувство удовлетворенности при игре вслепую задаваемых кем-либо нот.

  5. Сергей Акимов (автор)

    Олекса,спасибо вам за ваши обстоятельные комментарии!

  6. Алексей72

    Здравствуйте. А как быть если нотный стан только один верхний — для правой руки, как подбирать ноты для левой клавиатуры? Помогите на примере.

  7. максим

    Здравствуйте, а где продолжение? Часть 2 урок4

  8. Сергей Акимов (автор)

    Данного урока,пока, не существует. Когда будет-не могу сказать…

  9. Александр

    Очень хорошо объяснил, так интересно, но жаль что нет продолжения((( Очень жаль

  10. Азат

    Спасибо вам большое! Благодаря вам и вашим урокам я хоть немного научился играть на гармони буквально с нуля. Следующей части буду ждать с нетерпением:)

  11. Аноним

    Спасибо Сергей !Можно позвонить тебе? Много чего не понятно?Андрей.

  12. Руслан

    Дело в том, что вы показали ноты гармони ДО-мажорной тональности!!! Ведь есть новички у которых гармонь например как у меня ЛЯ-мажорная и тогда расстановка нот сдвинется. Поэтому будьте внимательны тут расстановка для ДО-мажорной гармони! Можно определить ноты с программами на комп. по моему Ap Tuner.

  13. Сергей Акимов

    Руслан,этот вопрос уже столько раз обмусоливался,что даже,как–то неудобно повторяться: не надо думать,в какой тональности ваша гармонь,просто представьте,что она–в «до–мажоре» и играйте по нотам на здоровье,всё,как я написал(будет всё то же самое,только по факту–в другой тональности). Это первое. Второе: 99% нот для гармони написаны в тональности «до–мажор»(ля–минор).

  14. Сергей Акимов

    Добавлю: если вы читали внимательно,то могли заметить,что мой метод игры по нотам вообще не предполагает знание названий нот,он основан чисто на зрительном сопоставлении изображения ноты на нотном стане с конкретной кнопкой на клавиатуре. Так что,вам даже не надо знать тональность вашей гармони,чтобы использовать его.

  15. Аноним

    Спасибо за такое чёткое понятное объяснение.

  16. Аноним

    Почему я раньше это не видел, спасибо человечище!

  17. Анатолий

    Спасибо. Дай Бог Вам Здоровья.

  18. Игорь

    Я сам толь ко сегодня увидел ваши уроки.Это просто супер, для меня чайника все понятно и легко.Теперь на ваших уроках пытаюсь стать самоваром. Большое спасибо!!!

  19. Игорь

    А еще я увидел ваши гармошки, КОТОРЫЕ ВЫ САМИ ДЕЛАЕТЕ. И ЭТО ТО ЖЕ ПРОСТО СУПЕР!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Жаль четвертую.

  20. Сергей Акимов (автор)

    Игорь,спасибо за все ваши отзывы! Я рад,что кому-то полезно то,что я делаю.

  21. Виктор

    Не думал, что на самом деле так всё просто и доходчиво,
    Спасибо, ждём следующих уроков.

  22. Натали

    Большое спасибо за ваши уроки. Подскажите пожалуйста, Вы вторую часть урока записали????????????? Очень надо!

  23. Сергей

    Понравилось! Очень просто и доступно. Спасибо! Часть 2 будет?

  24. ЮРИЙ

    Очень понятно ! Если есть возможность продолжить уроки! Благодарю -С Уважением ЮРИЙ

  25. Сергей Акимов (автор)

    ЮРИЙ,пока,к сожалению,продолжения не будет. Хотя все годы с момента выхода этого урока такие планы есть…

  26. Владимир

    Спасибо. Отличный урок, все лаконично и точно. Я, например, начал играть на гармони с детства, на отцовской фронтовой гармони визуально, смотрел как он играет и нажимал нужные кнопки, далее на гармони нацарапал цифры и у кого-то просил цифры, чтобы сыграть свою любимую мелодию и лишь потом, а это было долгое пиликание, начал улавливать ноты и играть на слух. Прошло много лет и вышел самоучитель Дербенко и по нему научился играть по нотам. А это уже другой уровень. У меня в базе уже было около 100 песен на слух и цифрам. Оказалось, что мой слух не улавливает нюансы мелодии, особенно в полутонах и многое врал в игре, приходилось прятать неправильную игру септаккордами, терциями, благо, что гармонь для этого создана. Сейчас полно нот в интернете и играй гармонь вовсю. Берете ноты и начинаете разбирать песню, вначале придется попотеть, везде нужен труд, затем вы будете играть с листа и это точно. Гармонь создана для пения и вот здесь нужна тональность, сейчас по интернету можно точно определить свою тональность. У меня это фа мажор, редкая тональность гармони. В айфон закачал тюнер и пошел по кустарям, искал долго и нашел гармонь своей мечты это Кировская гармонь из СССР. Играй, гармонь!!!!

    1. гы

      Гармоника это вообще ущербный инструмент. Всего 3 из 15 черных клавиш.
      даже в до-мажоре не всё можно полноценно сыграть.
      Если хотите играть в полном смысле слова, переходите на баян.

      1. Сергей Акимов (автор)

        Вам, вероятно, не доводилось слушать хорошего гармониста… Подавляющему большинству музыкантов-любителей даже, чтобы изучить все возможности гармони, жизни не хватит.

  27. Аноним

    Очень понравилась мысль, высказанная предыдущим оратором, что гармонь создана для того, чтобы прятать неправильную игру терциями и септаккордами. :) Надо будет на досуге хорошенько её обдумать. )

  28. Ната

    Как круто! спасибо огромное человеческое, давно искала грамотный урок! :idea:

  29. Anonymous

    Thank you. It’s been difficult to find tutorials since i dont speak Russian, but with google translate ive been able to use this and its very helpful :)

    1. Сергей Акимов (автор)

      I’m glad it was useful

  30. Олег

    Все разжевано просто супер,подача материала бесподобная,спасибо!
    Но,но хоть убейте не могу понять как отсчитывать клавиши вот с этого примера.
    «Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.»
    Клавиша ДО первой октавы понятно,внизу и ее на рисунке не видно,но откуда появился отсчет в четыре клавиши.
    Если считать от дополнительной линии ДО до головки ноты то и будет как раз четыре линии,верно?

    1. Сергей Акимов (автор)

      Кажется, вы всё правильно поняли. Считаем от ноты «До» добавочной линейки, принимая её за первую клавишу нашего отсчёта. Четыре линии — четыре клавиши одного ряда.

      1. Аноним

        еЭЧЛ

Добавить комментарий для Анатолий Отменить ответ