Шаг десятый – альтернативный бас, начальная аппликатура.Совершенно очевидно, что для обыгрывания одного аккорда всеми альтернативными басами двух пальцев уже не достаточно. Нужно как минимум три пальца: 4-3-2 или 5-4-3.
Исходя из этого попробуем расписать аппликатуру для простого хода в нижней мажорной тройке.
Возьмем цепочку гармоний S-T-D-T, но каждую из них повторим дважды S-S-T-T-D-D-T-T.
(S – субдоминанта, T – тоника, D – доминанта; в нижней мажорной тройке: субдоминанта – Фа-мажор, тоника – До-мажор, доминанта – Соль-мажор).
Чаще всего при одном повторе в качестве альтернативы используют V ступень, но я распишу для III ступени. Аппликатура от этого не поменяется, но зато не будет повторов басов при переходах от субдоминанты к тонике и от тоники к доминанте.
Рисунок 10.1Нота в скобках после аккорда показывает какому басу принадлежит аккорд, поскольку бас перед аккордом альтернативный (так принято записывать у баянистов).
Признаюсь честно, сам я до сих пор спотыкаюсь на таком «волновом» движение пальцев, поэтому скачу когда как. Но каждый раз стараюсь вспомнить и восстановить.