Мне кажется вы очень сильно запутались.
Диатоническая гармонь: бисонорная - венка-петроградка.
Русский строй: та же диатоническая. Сжим-расжим перевернуты по сравнению с немцами. Такой же строй, кстати, был на ранних французских флютинах. Так что это Русско-Французский строй, если уж на то пошло.
Разница между венкой и современной диатонической гармонью в том, что у венки аккорды в левой лишние: на два мажора + два параллельных минора. В европе два мажора + один минор.
Хромка - унисонорная гармонь, на которой вы играете. Кроме Союза на ней никто не играл, да и в Союзе она только после второй мировой начала обороты набирать.
Увольте, как русского ничего на венке не сыграешь? Больше века на диатонике (венке, петроградке, русского и немецкого строя) как-то на руси играли и не унывали. Вы думаете, в начале 20в в деревнях "под небом парижа" и "вальс из Амели" русские гармонисты играли
?
Так, вернемся к вопросу о тупиковой ветви эволюции - как так получилось, что "тупиковая ветвь" продается в каждом магазине по всему миру, а хромку - апофеоз эволюции - только пара фабрик выпускают, да еще и неизвестно какого качества? (сам продукцию Зонты в руках не держал, но знакомый настройщик их баяны ругал. Я видел фото внутренностей - было, за что)
Я ничего против хромки не имею, интересный инструмент, он мне очень нравится. Я даже думаю перейти с диатоники на хромку, она мне больше по душе. Надо подольше поиграть - хромку я только месяц тискаю. Но историю-то перевирать не стоит