Когда мы Михаилом говорили про язычки, то я имел ввиду если смотреть в интернете, из чего сделаны голоса губных гармошек, то пишут, в основном, из меди, хотя медь не упругая, значит сплав. Делают еще из стали и бронзы. Из бериллиевой бронзы делаю электроконтакты, сильфонов, пружин - она упругая. Так, что я думаю что тут путаница, из чего их делают латунь или бронза. Да и берилевую бронзу трудно отличить от латуни. Может я и ошибаюсь, пусть делают голоса из упругой латуни.
Но сказать вот что хочу. Латунные и мельхиоровые голоса часто стоят на концертинах, значит там этот вопрос более подробно рассмотрен. Что пишут на западных сайтах (там гораздо чаще играют на концертино) ?
1. Имеют более высокий порог возбуждения, чем стальные;
2. Амплитуда колебаний латунного язычка больше, значит необходима большая глубина камеры резонатора;
3. Латунные голоса играют тише, чем стальные;
4. в нижней части язычка в месте изгиба образуется "наклеп", что приводит к образованию волосяных трещин (может быть поэтому строй не держат?), и може отломиться.
Вот английски текст:
"Well ... from experience with English construction concertinas,
where brass reeds were once common is:
a) Brass reeds are slower to "speak" than steel reeds.
b) Brass reeds need to swing through a wider arc, so they would
need deeper reed blocks, thus either making the instrument
larger and heavier, or allowing fewer banks of reeds to be
mounted.
c) Brass reeds are quieter (and mellower) than steel reeds.
d) Brass reeds tend to work-harden and develop hairline cracks
on the underside, shifting the pitch drastically flat. I've
never seen this happen to steel reeds in a concertina, but I
have read here of it happening in accordions -- especially
smaller mellodions which can be driven harder.
"
Владимир