По моему мнению, голоса самый сложный момент в изготовлении гармони.
Сделать полукорпуса, меха – особых сложностей нет. Полукорпуса – несложные столярные изделия, а меха тоже незатейливы. Сделав несложную оснастку и освоив некоторые технологические приемы можно легко и качественно их изготовить. Но и здесь встречаются проблемы, связанные с материалами, которые часто упоминаются и на этом и других форумах – кожа (мышки), уголки, ткани, металл для углов, фурнитура (крепление ремня, застежки, гвоздики и т.д.). А для реставрации проблема комплектующих многократно возрастают, но решаемы.
А с голосами, на мой взгляд, проблема не решаема.
Небольшое историческое отступление: читаешь каталоги дореволюционные, времен НЭПа (пока всех не разогнали) – то подчеркивалась, что сталь на голосах английская, немецкая. По-моему, в России не выпускали голосовую сталь. Потом пошло много переделок из русского строя в хромки – использовали имеющиеся голоса.
В Интернете прочитал про Потехина – привез из Германии после войны голоса (может байка, может нет). Наладили выпуск голосовой стали в Ленинграде (сейчас, наверняка, уже не делают). Но в техдокументации советский времен написано: сталь голосовая марка ….. или импортная.
Конечно делали из полотен пил, будильников или линеек, да мало ли из чего.
Даже если сейчас изготовить голосовые планки (цельные или кусковые), это изделие тоже не очень сложное и имея необходимую оснастку и измерительное оборудование, терпение, тщательность можно сделать. А где взять сталь на голоса? Можно, как выше упоминал, курочить будильники и пилы, брать от старых. Но в результате, из-за того, что материал голоса не тот получиться как китайская подделка, с которыми каждый сталкивался: внешне то что надо, настоящее изделие известной фирмы: а стамеска или нож не режет – ручка великолепная, а сталь никакая. Можно много примеров привести, к чему приводит подмена материалов. Каждый из нас с этим сталкивался.
И сделав планку и не имея голосовой стали можно не получить желаемый результат – сделать лучше, чем рядовая, заводская кусковая планка. А сколько труда затрачено.
А теперь ближе к теме: изготавливать и клепать голос на заводскую кусковую голосовую планку смысла нет, надо подобрать и заменить планку (об этом уже правильно писали), а вот для цельных планок я делаю голос используя сталь от голоса старой гармони.
Вот сделаю несколько корпусов, мехов и буду использовать имеющиеся голоса от гармоней, баянов. А когда кончаться, буду заказывать готовые планки. Вряд ли я найду голосовую сталь в небольших количествах, а не бухту весом в тонны.
Несколько фраз, относящие к теме «украшаем гармонь», но они связаны с выше сказанным. Оформление корпусов меха, выработка стиля, удобство, легкость и надежность, настройка – интересные и сложные задачи, на это направлю свои силы, а сделать голоса не имея голосовой стали не решаема проблема.
Владимир