Собственно почему спрашиваю, взял я себе по случаю тальян Казанской фабрики. Вот и интересно, как играющие справляются с аппликатурой.
Заодно похваствюсь. Достался мне хоть и фабричный, но 5-ти голосый тальян, весь деревянный, и деки и резонаторы.
Голоса: два тенора, две пикколки (одна в лежачем резонаторе, почти ломаная дека
) и фагот. Фагот с движком, можно отключить. Две пикколки и два тенора звучат всегда.
Пару лет назад ездил смотреть другой тальян Казанской фабрики, он был попроще, 3-х голосый (и полностью убитый
).
Теперь мне попался практически не игранный: ремни новые, краска на решетках аж блестит, ни царапинки. Инструмент не разыгран.
Попробовал поиграть - непривычно, но можно. Кое-что даже получилось.
Тональность Ре-мажор, если судить по третьей кнопке снизу в мажорном ряду левой клавиатуры.
Справа 18 клавиш, начинается сверху с Ля. Как то писали, что там миксолидийский лад. Если начать играть гамму от Ля, то и впрямь лад будет миксолидийский, но это не основная тональность тальяна, а как бы "верхняя тройка" у Хромки, только не обеспеченная слева. Если же начинать гамму как и положено от Ре, то лад будет самый привычный ионийский.
Слева ограничение жестче чем у Хромки, только 12 кнопок, даже гамму не сыграть.
Недостатки: правая механика хуже чем у конвеерных Хромок, коромысла из дюраля почти той же толщины что и у хромок из стали, расположены веером как у аккордеона (шаг резонатора шире шага клавиш). Коромысла надеты на ось не в отверстие, а в паз, т.е. любое коромысло можно снять не вытаскивая ось.
Габариты больше чем у Тульской 402-й (гармонь чуть выше, все-таки резонатор на 18 голосов), но вес чуть меньше.