Я прошу прощения, ответ и мои примеры будут не в тему "Татарских мелодий", но именно в этой теме дважды Ринатом в разное время поднимался и обсуждался данный вопрос. Вот и я решил вставить сюда свои пять копеек...
Вопрос всем. Вот несколько раз слышал тут у себя термин "запоздалый ритм" игры.
Хотелось бы узнать, насколько распространено это понятие среди русскоязычных и татарских гармонистов (баянистов).
Ну или вообще - среди музыкантов: певцов и инструменталистов...
И учат ли этому в муз.школах и училищах..
Не припоминаю, чтобы этому учили в муз школе.
... формулировка "запоздалый ритм" я не часто слышал.А вот про "не ритмично",могу сказать следующее ....
Далее пояснения о неритмичности, но не о запоздалом ритме.
Признаться, я тоже не слышал такого термина, но мало ли чего в своей скромной жизни я не слышал...
Ильшат, тут немного другое.. у нас тут понятие "запоздалый ритм", как я понял из рассказов корифеев,
не то что недостатки исполнения, а скорее даже наоборот - сознательное увеличение и задержка интервалов в некоторых местах (думаю - в конце музыкальных фраз) с целью усиления воздействия исполняемой мелодии на слушателя/зрителя.. Протяжных лирических народных мелодий.. Ну.. чтобы дошло до мозга, до сознания.. чтоб пробрало..
Сказали, этот приём довёл у нас до совершенства, постоянно и очень эффективно использовал Ильгам Шакиров..
Ну и конечно, его музыканты-баянисты. Мне это рассказал его баянист, а ныне композитор Рафинат Салахов.
Вот послушайте для интереса, как он поёт длинные народные песни..
Вот я и хотел узнать, насколько этот приём распространён вообще, и используют ли его все другие музыканты..
Сам я думаю, что ДА.. например, Людмила Зыкина, мне кажется, часто использовала..
К сожалению, никаких ссылок в посте не было. Полезно было бы послушать. Но, то ли Ринат забыл вставить, то ли время стрёрло ссылку на ролик...
Но если говорить о распевании концовок фраз с некоторой задержкой (затягиванием, запаздыванием), так этим приёмом пользуются многие эстрадные исполнители (именно певцы, а не аккомпаниаторы).
...
"Авыл көе" слушал ... можно еще улучшить ... немножко использовать прием "Запоздалый ритм"
(подзабыл - термин специальный есть такой для их обозначения. Рубато - вроде?).
Тогда мелодия будет цеплять еще больше.
...
Рубато, tempo rubato (дословно «украденное время», от итал. rubare «красть») — варьирование темпа при исполнении произведения академической музыки, несколько отклоняющееся от заданной композитором темповой инструкции. Один из элементов трактовки произведения исполнителем...
Может я опять же не совсем верно понимаю вопрос Рината, но Рубато относится к нестандартному (не авторскому) варьированию общего темпа произведения (причем академического), а не к отдельной партии (скажем - вокалиста, или партии правой руки...). Ну, то есть ускорил/замедлил чуть сильнее чем написано в нотах.
Под "Запоздалым ритмом" я подумал вот о чем:
- скажем играет аккомпаниатор в своем ритме, а вокалист в какой-то момент намеренно отстает от этого ритма;
- или играет гармонист в левой руке не сбивая ритма, а в правой в какой-то момент некоторые фрагменты или отдельный нотки берет с опозданием.
Кстати, среди форумчан есть яркий пример такого исполнителя -
Александр mastak, только у него не "запоздалый", а "опережающий ритм", он некоторые нотки в правой руке берет с опережением.
Но собственно, что сподвигло меня к такому развернутому ответу.
На днях послушал один из вариантов исполнения "Тамбовской канарейки" (Стежки-дорожки) под Елецкую гармонь. По началу подумал, что вокалисты не совсем впопад поют с гармонистом, но потом задумался, ведь профессиональные вокалисты, и понял, что это особый стиль исполнения "Канарейки" (наверное Елецкий, или Тамбовский?), когда вокалисты с запаздыванием распевают отдельные слоги (именно слоги, а не слова или фразы).
Я попытался услышанные задержки обозначить красным цветом:
Ой, куда я залете, дево-
чка курносая,
На кого я понадея-
лась залётку бросила.
Припев:
Стёжки-дорожки дальняя степь,
Ножки потёрла железная цепь.
Ой канарейка, канарейка, кана-
рейка лес густой,
Давай Роза разойдёмся разго-
вор пошёл пустой.
Припев...
Ой,гармониста я любила, не попала за него,
Не хватило капитала у па-
паши моего.
Припев...
Ой, что-то, что-то моя сердце, приу-
ныло с этих лет,
Иль я
лучше не любила, иль красивше его нет.
Припев...
Ой, если б я была такая, да при
том, красивая,
Что бы
стала со мной делать мами-
нька родимая.
Припев...
Ой подружка дорогая, ты под-
пой ещё разок
До чего ж я уважаю твой ве-
сёлый голосок.
Припев...
Или они предыдущий слог чуть быстрее распевают? Я точно не понял пока.
Вот кому интересно - та же песня, но исполнение без задержек:
https://youtu.be/gps6GkLhMj0?t=10А вот и исполнение Вячеслава Данилова на гармони "Тамбовской канарейки" с аналогичными задержками: