Автор Тема: Татарские мелодии  (Прочитано 134732 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн ПАХА

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7939
  • Репутация: 156
  • И жизнь хороша , и жить хорошо !
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3195 : 26 Ноября 2019, 18:24:04 »

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3196 : 27 Ноября 2019, 11:46:15 »
Всем привет !
Ринат ... так вы в лучших условиях оказывается прибываете  ...  ;)

Да уж!  После Калуги - мы первые..     :D

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3197 : 30 Ноября 2019, 15:30:56 »

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1296
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3198 : 07 Декабря 2019, 01:45:12 »

Да, сильно меняется Саида.
Молодец! Успехов ей.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3199 : 08 Декабря 2019, 12:52:14 »
https://- - - - -
Да, сильно меняется Саида.
Молодец! Успехов ей.
Да, очень душевно спела. Чувствуется большая работа над голосом. Молодец!

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1296
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re:Татарские мелодии
« Ответ #3200 : 22 Декабря 2019, 20:21:25 »
Я прошу прощения, ответ и мои примеры будут не в тему "Татарских мелодий", но именно в этой теме дважды Ринатом в разное время поднимался и обсуждался данный вопрос. Вот и я решил вставить сюда свои пять копеек...

Вопрос всем.  Вот несколько раз слышал тут у себя термин "запоздалый ритм" игры.
Хотелось бы узнать, насколько распространено это понятие среди русскоязычных и татарских гармонистов (баянистов).
Ну или вообще - среди музыкантов: певцов и инструменталистов...
И учат ли этому в муз.школах и училищах..
Не припоминаю, чтобы этому учили в муз школе.

... формулировка "запоздалый ритм" я не часто слышал.А вот про "не ритмично",могу сказать следующее ....
Далее пояснения о неритмичности, но не о запоздалом ритме.
Признаться, я тоже не слышал такого термина, но мало ли чего в своей скромной жизни я не слышал...

Ильшат, тут немного другое..  у нас тут понятие "запоздалый ритм", как я понял из рассказов корифеев,
не то что недостатки исполнения, а скорее даже наоборот - сознательное увеличение и задержка интервалов в некоторых местах (думаю - в конце музыкальных фраз) с целью усиления воздействия исполняемой мелодии на слушателя/зрителя..   Протяжных лирических народных мелодий..   Ну.. чтобы дошло до мозга, до сознания..  чтоб пробрало..

Сказали, этот приём довёл у нас до совершенства, постоянно и очень эффективно использовал Ильгам Шакиров..
Ну и конечно, его музыканты-баянисты. Мне это рассказал его баянист, а ныне композитор Рафинат Салахов.
Вот послушайте для интереса, как он поёт длинные народные песни..   

Вот я и хотел узнать, насколько этот приём распространён вообще, и используют ли его все другие музыканты..
Сам я думаю, что ДА..  например, Людмила Зыкина, мне кажется, часто использовала..
К сожалению, никаких ссылок в посте не было. Полезно было бы послушать. Но, то ли Ринат забыл вставить, то ли время стрёрло ссылку на ролик...
Но если говорить о распевании концовок фраз с некоторой задержкой (затягиванием, запаздыванием), так этим приёмом пользуются многие эстрадные исполнители (именно певцы, а не аккомпаниаторы).

...
"Авыл көе" слушал ... можно еще улучшить ... немножко использовать прием "Запоздалый ритм"
(подзабыл - термин специальный есть такой для их обозначения. Рубато - вроде?).
Тогда мелодия будет цеплять еще больше.
...

Цитата: Википедия
Рубато, tempo rubato (дословно «украденное время», от итал. rubare «красть») — варьирование темпа при исполнении произведения академической музыки, несколько отклоняющееся от заданной композитором темповой инструкции. Один из элементов трактовки произведения исполнителем...
Может я опять же не совсем верно понимаю вопрос Рината, но Рубато относится к нестандартному (не авторскому) варьированию общего темпа произведения (причем академического), а не к отдельной партии (скажем - вокалиста, или партии правой руки...). Ну, то есть ускорил/замедлил чуть сильнее чем написано в нотах.
Под "Запоздалым ритмом" я подумал вот о чем:
- скажем играет аккомпаниатор в своем ритме, а вокалист в какой-то момент намеренно отстает от этого ритма;
- или играет гармонист в левой руке не сбивая ритма, а в правой в какой-то момент некоторые фрагменты или отдельный нотки берет с опозданием.
Кстати, среди форумчан есть яркий пример такого исполнителя - Александр mastak, только у него не "запоздалый", а "опережающий ритм", он некоторые нотки в правой руке берет с опережением.
Но собственно, что сподвигло меня к такому развернутому ответу.
На днях послушал один из вариантов исполнения "Тамбовской канарейки" (Стежки-дорожки) под Елецкую гармонь. По началу подумал, что вокалисты не совсем впопад поют с гармонистом, но потом задумался, ведь профессиональные вокалисты, и понял, что это особый стиль исполнения "Канарейки" (наверное Елецкий, или Тамбовский?), когда вокалисты с запаздыванием распевают отдельные слоги (именно слоги, а не слова или фразы).

Я попытался услышанные задержки обозначить красным цветом:

Ой, куда я залете, дево-чка курносая,
На кого я понадея-лась залётку бросила.
Припев:
Стёжки-дорожки дальняя степь,
Ножки потёрла железная цепь.

Ой канарейка, канарейка, кана-рейка лес густой,
Давай Роза разойдёмся разго-вор пошёл пустой.
Припев...

Ой,гармониста я любила, не попала за него,
Не хватило капитала у па-паши моего.
Припев...

Ой, что-то, что-то моя сердце, приу-ныло с этих лет,
Иль я лучше не любила, иль красивше его нет.
Припев...

Ой, если б я была такая, да при том, красивая,
Что бы стала со мной делать мами-нька родимая.
Припев...

Ой подружка дорогая, ты под-пой ещё разок
До чего ж я уважаю твой ве-сёлый голосок.
Припев...

Или они предыдущий слог чуть быстрее распевают? Я точно не понял пока.
Вот кому интересно - та же песня, но исполнение без задержек:
https://youtu.be/gps6GkLhMj0?t=10

А вот и исполнение Вячеслава Данилова на гармони "Тамбовской канарейки" с аналогичными задержками:

"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1296
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3201 : 22 Декабря 2019, 20:46:02 »
Ринат абый. Или ты все-таки что-то другое подразумевал под "Запоздалым ритмом"?
Может восстановишь образец из твоего ответа 24 Августа 2013, 12:36:59.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн basist

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 590
  • Репутация: 47
Re:Татарские мелодии
« Ответ #3202 : 22 Декабря 2019, 23:48:41 »
[quote ..

Или они предыдущий слог чуть быстрее распевают? Я точно не понял пока.
[/quote]
 Это просто синкопа. Ударная акцентированная нота не на сильной, как обычно, а на слабой доле такта. Чаще всего она образуется в результате паузы на предыдущей сильной доле или в результате связки синкопы с нотой, находящейся на последующей сильной доле, как правило, синкопа вносит в ритм элемент неожиданности и остроты

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3203 : 23 Декабря 2019, 08:44:11 »
Ринат абый. Или ты все-таки что-то другое подразумевал под "Запоздалым ритмом"?
Может восстановишь образец из твоего ответа 24 Августа 2013, 12:36:59.
Посмотрю, Ильдар. Попробую вернуться, и найти. Пока у меня - как у всякого нормального сапожника, нет сапог..
Накрылся комп с музыкальной базой..  И вообще - полный разлад с временем, с большими рабочими долгами и т.д.

А насчёт запоздалого ритма..  Наверное, это просто народное (бытовое, жаргонное?) название, распространенное
среди тогдашних баянистов-аккомпаниаторов. На мой взгляд несомненно одно - наиболее ярко и продуктивно
использовал этот приём Ильгам Шакиров. Благодаря этому приёму в его исполнении песни превращались
в какое-то повествовании, и яркое музыкальное полотно.

А как же иначе?   :)   Природный талант, великолепные учителя-педагоги консерватории, историческое тогдашнее время..

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3204 : 23 Декабря 2019, 11:52:27 »
[quote ..

Или они предыдущий слог чуть быстрее распевают? Я точно не понял пока.

 Это просто синкопа. Ударная акцентированная нота не на сильной, как обычно, а на слабой доле такта. Чаще всего она образуется в результате паузы на предыдущей сильной доле или в результате связки синкопы с нотой, находящейся на последующей сильной доле, как правило, синкопа вносит в ритм элемент неожиданности и остроты
Вроде немного понимаю о синкопе. Однако, на мой взгляд, тут речь идёт о полном врЕменном выходе из ритмической
структуры/схемы произведения.

Ну..  конечно же, господа/товарищи, вы должны понимать - я могу судить об исполнении только на уровне
"нравится/на нравится"     :)

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3205 : 23 Декабря 2019, 12:00:00 »
А насчёт запоздалого ритма..  Наверное, это просто народное (бытовое, жаргонное?) название, распространенное
среди тогдашних баянистов-аккомпаниаторов.

Скорее всего - это определение стихийно образовалось только у нас в Казани - с обилием высококлассных исполнителей всех жанров - певцов, баянистов, гармонистов..................

К тому же - больших остряков!, острословов и юмористов, участников многих жизненных приключений и событий
(я тут - о татарской музыке). Каждый из них мог бы рассказывать на целые тома - чего только не пришлось им видеть
и пережить за многие годы творческой жизни....

Э-э-х-х!..  Однако тут совершенно не гоже!  - печатно обо всём рассказывать, что даже лично мне известно о жизни этих выдающихсм деятелей музыкальной культуры Татарстана..
И вообще - убил бы сразу наповал тех, кто очень, и страстно любит копаться в личной жизни исполнителей...

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1296
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3206 : 23 Декабря 2019, 20:15:26 »
...Это просто синкопа...
Вроде немного понимаю о синкопе. Однако, на мой взгляд, тут речь идёт о полном врЕменном выходе из ритмической структуры/схемы произведения...
Синкопа в данном случае к моему примеру с "Канарейкой", твоего то примера "запоздалого ритма" нет. И здесь (в "Канарейке") пожалуй basist прав.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн Radik

  • Модератор
  • ******
  • Сообщений: 4829
  • Репутация: 46
  • . . . кто кого?
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3207 : 23 Декабря 2019, 20:28:21 »
Синкопа в данном случае к моему примеру с "Канарейкой", твоего то примера "запоздалого ритма" нет.
И здесь (в "Канарейке") пожалуй basist прав.
А-а-а..  я виноват.  Значит не понял - о чём речь.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1296
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3208 : 28 Декабря 2019, 12:32:17 »

Интересны так же и комментарии.
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

Оффлайн ildar_old

  • Ильдар Бикулов
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1296
  • Репутация: 37
  • Чайник
Re: Татарские мелодии
« Ответ #3209 : 01 Января 2020, 00:53:55 »
Яңа ел белән, дуслар!!!
"Чайка" (Шуя) Ля, 3 голоса, фагот под движком; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, регистровая машинка удалена, бас 5 голосов; "Тульская 402" Ля, 4 голоса, 4 регистра, бас 5 голосов, 8! басов.

 


Яндекс.Метрика