Некоторые принципиальные положения начального обучения на гармони детей 6-7лет

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Великоустюгская детская школа искусств»
преподаватель
Чебыкин Владимир Иванович

Гармонь — один из самых популярных и любимых инструментов в народе. В наше время популярность этого инструмента не только не снижается, а наоборот, получает признание профессиональных музыкантов и исполнителей, выходит на новый уровень развития — уровень концертного инструмента. Это стало возможным благодаря деятельности и творчеству в последние десятилетия таких выдающихся исполнителей и композиторов, пишущих для гармони, как С.Привалов, С. Сметанин, Е. Дербенко и др. Эти факторы подготовили почву и создали необходимые условия для профессионального обучения на гармони с раннего возраста.Основные принципы обучения на гармони схожи с обучением на баяне (посадка, постановка рук, владение мехом, звукоизвлечение и др.) Главным и существенным различием является освоение правой клавиатуры. Привитие правильной аппликатурной дисциплины на гармони обуславливает в дальнейшем беспрепятственное техническое развитие ученика. Поэтому педагогу, а, как правило, это педагог- баянист, самому необходимы хорошие знания и навыки владения правой клавиатурой.

Не должно создавать проблему отсутствие широкого репертуарного выбора на начальных этапах обучения. Здесь нужно обращаться к мелодиям русских народных песен и танцев, которые почти всегда легко и удобно аранжируются и исполняются на гармони.

Следует отметить, что первоначальный результат, а это
свободное исполнение на гармони двумя руками простых мелодий, овладение элементарными техническими навыками в силу специфики инструмента, достигается значительно быстрее, чем, допустим, на баяне. Это позволяет на раннем этапе обучения вызвать у ребенка, а в дальнейшем сохранить и развить интерес к инструменту, становится возможным участие детей в небольших концертных выступлениях, домашнем музицировании.

В своей работе я попытаюсь поделиться опытом, мыслями и
некоторыми практическими рекомендациями в обучении игры на гармони на начальном этапе детей 6-7 лет.

Инструмент для занятий должен быть исправный, приличного
качества и обязательно с двумя плечевыми ремнями. В
подготовительной работе не должно быть мелочей, а это:
соответствующая высота стула, правильно подогнанные плечевые и левый ремни и др.

Существенным недостатком гармони является то, что она
может звучать в одной основной тональности определенного тона, а все нотные издания оформляются, как правило, в до-мажоре и ляминоре. Поэтому для ученика с абсолютным музыкальным слухом правильнее иметь инструмент с до-мажорной тональностью.

Дальнейшие примеры и упражнения будут приводиться для
инструмента с до-мажорной тональностью, хотя у подавляющего
большинства учеников, да и взрослых исполнителей разучивание в до-мажоре на инструменте другой тональности не вызывает никаких проблем.

I. Освоение левой клавиатуры.

Начинать обучение необходимо с левой клавиатуры, т.к. левая рука выполняет функцию ведения меха — основы звукоизвлечения на гармони. Предлагаю некоторые упражнения и рекомендации для освоения левой руки.

После того, как ребенок может правильно, удобно и красиво
сидеть за инструментом нужно в доступной форме объяснить ему
понятия баса и аккорда. Затем помочь ученику расположить
вертикально пальцы левой руки на 3 ряду инструмента, причем 3-й пальчик находится на кнопке До (3-я снизу), а остальные на соседних кнопках. Все пальцы полусогнуты и собраны.

Упражнение 1.

На сведенном мехе 3-й пальчик толкает (ударяет) и отпускает кнопку До. Толчок должен быть короткий, активный, при этом пальчик не прогибается. Ребенок должен почувствовать после толчка кнопки возврат ее на прежнее место пружиной механики инструмента. Затем можно добавить аккорд До-мажор 2-ым пальчиком, выполняя чередования баса и аккорда в ровном, неторопливом движении. Пальцы после толкания кнопки не выбрасываются вверх. Упражнения повторять по несколько раз.

Упражнение 2. Ведение меха.

Одновременное нажатие (не толчок) кнопки До и движение
меха на разжим с помощью педагога. После остановки меха — сжим. Упражнение можно назвать «самолет» и выполнять его с различной динамикой: меццо-пиано, меццо-форте, крещендо, диминуэндо и др. Постепенно помощь педагога сводится до минимума, и ребенок выполняет упражнения самостоятельно.

Упражнение 3.

На ровном движении меха выполняется упражнение №1, причем на разжим и сжим выполняется одинаковое количество нажатий До или До-аккорд (удобнее по 4) и сравнить это упражнение с «маршем». В начале освоения упражнения педагогу нужно помочь ученику ровно вести мех с остановкой перед сжимом меха, которая в дальнейшей работе постепенно убирается. Нужно помнить, что ребенку 6-7 лет довольно сложно контролировать все задачи в упражнениях и поэтому помогать ему вести мех правильно и ровно просто необходимо, и делать это можно довольно продолжительное время, тем более что вести мех самостоятельно в этом возрасте физически непросто.

Следующим этапом овладения навыками игры в левой клавиатуре является освоение доминанты (соль-мажор) и субдоминанты (фа-мажор). Следует помнить, что довольно значительное расстояние между кнопками предполагает перемещение кисти и предплечья вверх и вниз.

При довольно уверенном и свободном исполнении 3-х
основных гармонических функций в мажоре на 3-ем ряду и в миноре на 2-ом ряду можно получить аккомпанементы многих русских народных мелодий, что позволяет затем играть в ансамбле (педагог-мелодию, ученик — аккомпанемент).

Освоение первоначальных навыков в левой клавиатуре
довольно длительный процесс и эта работа продолжается параллельно с изучением правой клавиатуры. Со временем должно улучшаться качество звукоизвлечения, ведения меха, появляется уверенность и свобода исполнения тех или иных упражнений и аккомпанементов.

Все упражнения и аккомпанементы оформляются в нотных
записях педагогом в тетради ученика. Совсем не обязательно
требовать от ученика отличных знаний нот в басовом ключе с первых уроков. Эти знания будут накапливаться и закрепляться в процессе обучения.

Чрезмерное увлечение изучением нотной грамотой может привести к снижению интереса ребенка к учебе и инструменту. Поэтому при оформлении записей ноты можно подписывать и лучше прописными буквами. Из опыта работы знаю, что к концу учебного года ребенок 6-7 лет свободно читает ноты в 1 октаве скрипичного ключа и ориентируется в басовом ключе.

Ритмические рисунки и последовательности дети гораздо
лучше и надежнее запоминают и воспроизводят в слуховом их
отношении (длинные, короткие звуки), нежели в математическом.

Элементарные познания в теории и помощь педагога (показать, как звучит) позволяют ребенку совершенно точно воспроизводить и соединять двумя руками несложные мелодии с аккомпанементом.

Всегда нужно помнить, что ребенок хочет и любит играть на
инструменте и чем быстрее мы ему предоставим эту возможность, жертвуя иногда накоплением каких-то теоретических знаний, тем больше он будет нам благодарен.

II. Освоение правой клавиатуры.

В отличие от баяна расположение звукоряда на правой клавиатуре гармони более удобное и простое. Изучение правой клавиатуры лучше начинать со 2-ой октавы, нота — До которой находится на 1 ряду инструмента (5-я кнопка сверху), Последовательное движение звуков вверх или вниз по клавиатуре выполняется аппликатурой чередования 2, 4 пальца. Даже на раннем этапе обучения нежелательно смотреть и заглядывать на клавиатуру.

Упражнение 1.

Ребенок самостоятельно находит на инструменте ноту До на 1 ряду (5-я кнопка сверху) 2-ым пальчиком. При правильной постановке руки и положении кисти 4-й пальчик удобно располагается на 2-ом ряду на ноте Ре. Выполняя это упражнение на сведенном мехе несколько раз ребенок самостоятельно учится находить ноты До, Ре. Нажатия на кнопки должны быть легкими, короткими, быстрыми, но неторопливыми (мех сведен). При небольшом передвижении предплечья и кисти руки вниз мы получаем ноты Ми и Фа. На уроке можно поиграть в игру: педагог называет 1 из 4 нот, а ученик быстро находит ее соответствующим пальчиком (1-й ряд — 2-й палец, 2-ой ряд — 4-й палец). Затем задание усложняется: называются 2 или 3 соседних ноты, ученик также находит их. Аналогично изучаются все ноты звукоряда 2ой октавы на сведенном мехе.

Упражнение 2.

Игра правой рукой отдельных мотивов и коротких мелодий из соседних звуков, готовых или сочиненных педагогом, оформленных в нотных записях четвертями и половинками, причем четверти играются коротко. Педагог помогает вести мех и менять его в обозначенных местах. При желании к сочиненным мелодиям можно придумать слова, получая при этом незатейливые детские попевки и в дальнейшем играть их двумя руками.

Например:

№ 1. «Дождик»

1

Дождик лей, дождик лей,
На меня и на людей!

№2. «Я шагаю»

2

Я шагаю по дорожке,
Я шагаю не спеша.

В этот период обучения в репертуар включаются детские
песенки «Скок-скок», «Два кота», «Петушок» и др. На более позднем этапе (когда ребенок знаком со штрихом легато-связно) предлагаю разучить упражнение «Дорожка», которое дети играют с удовольствием и в процессе работы со временем темп исполнения становится все подвижнее.

№ 3. «Дорожка»

Упражнение «Дорожка» можно также играть и с ноты Ля 1-ой
октавы (в миноре).

3

Подобные упражнения разучиваются и закрепляются отдельными руками, а затем играются двумя. При разучивании и игре небольших мелодий нужно всегда использовать показ педагога. Это значительно облегчает работу ученика. В дальнейшем, накопив теоретические знания и какой-то опыт разучивания, ребенок будет справляться с этой работой самостоятельно.

И так, после 3-4 месяцев обучения ученик имеет элементарные навыки игры в правой и левой клавиатуре и двумя руками. Дальнейшее продвижение ученика зависит от его музыкальных способностей, уровня общего развития, организации систематических домашних занятий и других факторов. В тоже время педагогу не надо ставить перед учеником сверхзадач, быть всегда терпеливым, уметь ждать, не поощрять быстрые и некачественные проигрывания. В учебном году ребенок должен научиться играть связно (легато) и коротко (стаккато), иметь понятие о динамике и характере исполняемой музыки, владеть ровным ведением меха. За год ученик должен пройти и уметь сыграть 8-10 детских или народных мелодий, в которых преобладает постепенное движение мелодической линии («Василек», «Как под горкой», «Ты береза», «Я на горку шла», «Субботея», «Барыня» — диапазон До-Фа, «Страдания», «Цыганочка»- фрагмент и т.п.).

Положительным итогом учебного года могло бы быть концертное выступление ученика с небольшой программой в своем детском саду или 1-ом классе общеобразовательной школы.

Рекомендую к просмотру:

Комментарии и отзывы:

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.