В этой статье попытаюсь объяснить, что такое заём и для чего он нужен в гармони.
Скорее всего, даже человеку, плохо знакомому с внутренним устройством гармони, ясно, что, если упоминается наличие или отсутствие заёма, то речь, скорее всего, идёт о нижегородской гармони. И это действительно так. Именно для нижегородской гармони заём стал практически непременно присутствующей особенностью конструкции. Ни в каких других разновидностях гармоней заём так широко не применялся и не применяется. Разве что, современные мастера взяли моду ставить его на любую гармонь по желанию заказчика, если изначально конструкция инструмента это позволяет(необходимо наличие достаточного свободного места на деке правой механики).
Что такое «заём» и какова его функция?
Итак, что же такое заём? Заём-это особая конструкция правой механики гармони,позволяющая нажатием одной кнопки открывать не только клапан, соответствующий этой кнопке, но и клапан на октаву выше. То есть, эффект получается такой же, как если бы вы нажали одновременно две кнопки «в октаву». Таким образом, количество одновременно звучащих голосов удваивается(трёхголосая гармонь превращается в шести голосую, четырехголосая — в восьми, и так далее).
Но такое удвоение голосов возможно только для первых двух октав. Для последней, самой нижней на клавиатуре, октавы дополнительные голоса брать уже неоткуда(клавиш-то всего 25). Иногда мастера делают на резонаторах дополнительные голоса и, соответственно, дополнительные клапана на деке, функция которых-удвоить звучание двух-четырёх первых клавиш последней октавы. Но самые нижние кнопки все равно остаются без удвоения. Ну и три клавиши хроматических звуков(полутонов) в самом верху клавиатуры тоже остаются без заёма. Хотя и для них можно добавить дополнительные голоса и клапана. Но всё это ведёт к увеличению размеров и веса гармони, что не очень хорошо.
На изображении ниже показан принцип работы заёмной механики нижегородской гармони: при открытии клапана «1» с помощью специального рычага,указанного синими стрелками,усилие передаётся в том числе и на клапан «2».
О недостатках заёмной механики гармони
Стоит упомянуть и некоторые недостатки инструментов с заёмом. Во-первых, это усложняет конструкцию, а, как известно, любое усложнение конструкции автоматически ведёт к снижению надёжности. Во-вторых, увеличивается жёсткость клавиатуры, так как, при нажатии одной кнопки, приходится преодолевать усилие уже не одной, а двух пружин. В-третьих, увеличивается расход воздуха. Правда, говорят, что на фоне общего расхода(особенно-басами), прибавка не очень заметная, но всё же…
Если говорить лично обо мне, как о человеке, изредка делающем гармони, то мне заём интересен прежде всего тем, что позволяет изготовить, например, двухголосую гармонь, лёгкую и весьма компактную, но имеющую звучание четырёхголосой. Вот это очень заманчиво…Возможно, когда-нибудь я и займусь этим.
Где ещё используется механизм заёма
Однако, если вы подумали, что заёмный механизм, это прерогатива исключительно правой механики нижегородской гармони, то вы ошибаетесь. На самом деле заём, хоть и в несколько другой форме, традиционно присутствует в любой гармони-хромке. Находится он в левой механике, и его функция заключается в том, чтобы один и тот же клапан мог принимать участие в «формировании» разных аккордов, то есть, использовался при нажатии разных кнопок. Например, аккорды «до-ми-соль»(до-мажор) и «ля-до-ми»(ля-минор) имеют аж по два одноимённых звука и без заёмного механизма пришлось бы дублировать их физически(то есть, увеличивать число голосов). А так — эти самые два звука используются поочерёдно в двух совершенно разных аккордах.
Ещё одна функция заёма в левой механике-добавление к басовому звуку одноимённого звука из резонатора аккордов.То есть, при нажатии, например, баса «до», поднимается не только клапан, открывающий доступ воздуха к соответствующим голосам на басовом резонаторе, но и дополнительный клапан на резонаторе аккордов. Это обогащает звучание басов, делает их более насыщенными.
И, конечно же, когда говорят, что та или иная гармонь имеет заём, то подразумевают именно правую, а не левую механику. Потому что, заём в левой механике просто по умолчанию есть в любой гармони-хромке, за редким исключением(например, в моей пятой гармони его нет).
Надеюсь, понятно всё объяснил и у вас больше не осталось вопросов о том, что такое «заём» в гармони. Напоследок — коротенькое видео, показывающее наглядно, как работает заём в нижегородской гармони (правда, на примере совершенно «убитого» инструмента):
Спасибо,не знал ,что такое «заём» в гармони,очень понятно и доходчиво объяснили.Как -то пытался найти в инете,не нашёл,случайно наткнулся на ваш сайт.
Спасибо! Я старался!
Оказывается я знал давно об этом, только не знал, что это называется «заём». Полезное чтение да ещё с видео!
Сергей, а Вы делаете «нижегородки»?