Ломаная дека в язычковых инструментах, многотембровая гармонь: что это и зачем это нужно?

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

С момента создания гармони и до наших дней многие мастера пытаются различными способами и средствами улучшить её звуковые качества и исполнительские возможности. Одним из таких способов является применение такого конструктивного элемента, как ломаная дека. Давайте в этой небольшой статье разберемся, что это такое и какие преимущества имеет гармонь с ломаной декой перед обычными инструментами.

В чём разница между ломаной и обычной декой

Для начала напомню, что дека в гармони(и других язычковых инструментах) – это перегородка с отверстиями для подачи воздуха, отделяющая меховую камеру от внешней среды. Со стороны меховой камеры на этой перегородке установлены резонаторы с голосовыми планками, а с наружной стороны её находятся клапана, открывающиеся при нажатии кнопок(они прикрыты декоративной решёткой).

Посмотрим, как выглядит внутреннее устройство правого полукорпуса гармони с ломаной и с прямой декой в поперечном разрезе(вид сверху):pryamaya


lomanaya

Как мы видим, гармонь с ломаной декой имеет излом – выступ под прямым углом к основной деке, уходящий в глубину корпуса. На этом самом выступе, также, как и на традиционно расположенном участке деки, установлены резонаторы с голосовыми планками. К этому участку деки также подведены рычаги с клапанами(каждый рычаг имеет специальный дополнительный отвод, открывающий клапан на «ломаном» участке одновременно с клапаном на «прямом» участке).

В случае, если гармонь четырёхголосая(а меньшую голосность нет смысла применять при такой конструкции), она имеет, четыре резонатора, два из которых стоят «как обычно», и два – под прямым углом к ним на «ломаном» участке деки. Таким образом, при нажатии одной кнопки, из четырёх звучащих в этот момент голосов, два – расположены в глубине корпуса и несколько приглушаются в дополнительном  резонаторном канале, образованном ломаным участком деки  и  её крышкой.

К тому же, такое расположение создаёт другие условия для пересечения и взаимодействия звуковых волн от планок, расположенных под разными углами, да ещё и отделенных друг от друга препятствием, нежели в обычных инструментах.

Зачем нужна ломаная дека

Так в чем же «соль» подобной конструкции?
Во–первых,в том,что она придаёт звучанию гармони другой колорит, несколько смягчая и облагораживая его, приглушая  наиболее низкие голоса(именно они, как правило, располагаются на том самом выступе).

Во–вторых, именно такая конструкция позволяет наиболее полноценно осуществить, если так можно выразиться, многотембровость, когда с помощью специальных регистровых переключателей можно отключать некоторые голоса и комбинировать их в различных сочетаниях, невероятно точно имитируя тембр различных музыкальных инструментов. Недаром некоторым таким сочетаниям голосов даны названия музыкальных инструментов: кларнет, фагот, гобой. Конструкция с обычной, прямой, декой не способна обеспечить такое многообразие тембров и настолько чёткое их отличие друг от друга.

Почему ломаная дека не делает из гармони баян

Такое конструктивное решение уже давно применяется в профессионально ориентированных баянах и аккордеонах.
Некоторые считают, что гармонь с ломаной декой это уже вовсе не гармонь, а почти баян, с чем я категорически не соглашусь по нижеописанным причинам.

Немногие, наверное, помнят, что почти такая же, только более простая, конструкция применялась задолго до появления не только многотембрового, но и «просто баяна», в саратовской и ливенской гармонях.

Некое подобие ломаной деки с резонаторным каналом  видно на поперечном разрезе правого полукорпуса традиционной, пятиголосой, саратовской гармони:saratovskaya-razrez
Вероятно именно эта особенность делает её звучание столь характерным и узнаваемым. А вот часто встречающиеся сегодня дешёвые сувенирные саратовские, являются трёхголосыми(на кусковых планках), не имеют дополнительного резонаторного канала и лишь отдалённо напоминают те самые, традиционные…

Многотембровые гармони с ломаной декой сейчас делает на заказ фабрика «Тульская гармонь» и на подобных инструментах играют такие профессионалы, как Павел Уханов, Сергей Громов, Лия Брагина.

Московский мастер А.Сизов также изготовил немало инструментов подобной конструкции. На его гармонях играют Геннадий Калмыков, Дмитрий Панаскин(у него аж шестиголосая гармонь с расширенным звукорядом) и другие.

Послушать звучание многотембровой гармони с ломаной декой можно в обзоре  от Павла Уханова:

Добавить комментарий