Варианты отделки гармоней

Всем привет!
Сегодня — об отделке гармоней, вернее, о преимуществах и недостатках различных её вариантов.
Отделка преследует своей целью защитить деревянные детали корпуса от внешних воздействий и загрязнений, так как древесина, являясь пористым материалом, легко впитывает в себя влагу и пачкается, а гармонь, как вещь, которая постоянно находится в руках, трётся об одежду, испытывает перепады температур и влажности, несомненно нуждается в такой защите.
Так же функцией отделки является улучшение внешнего вида, придание лоска или подчёркивание рисунка древесины.

Далее я выделил три вида отделки, которые, на мой взгляд, наиболее употребительны в настоящее время. Опишу каждый по отдельности с достоинствами и недостатками.

Отделка лаками

Лак — это первое, что приходит в голову неискушённому в столярных делах человеку, когда речь заходит об отделке деревянных поверхностей. Он является плёнкообразующим покрытием, то есть, создающим на древесине твёрдую и относительно толстую плёнку, защищающую её от внешних воздействий. Есть распространённое мнение, что лак пропитывает древесину, однако это не так: лак создаёт плёнку именно на поверхности древесины. Ощущение впитывания первых слоёв лака(если, конечно, это достаточно тонкие слои, как и положено), нанесённых на чистую древесину, это не более, чем иллюзия, обусловленная повторением микрорельефа древесины тонкой плёнкой. Впитаться лак может только в торцы древесины, если он достаточно жидкий.

Современные лаки делятся на две большие группы: это лаки на органической основе(растворители) и лаки на водной основе. У вторых есть один существенный минус: водный лак, сравнимый по качеству с лаком на растворителях, будет стоить значительно дороже. Дешёвые же лаки, продающиеся в ближайших «стройтоварах», как правило, имеют весьма посредственные характеристики. Однако, есть и существенный плюс — отсутствие резкого запаха и большого количества вредных испарений при нанесении.

Плюсы лаков:

-доступность

-хорошие защитные свойства

-декоративный эффект

Минусы лаков:

-резкий запах и вредные пары, если речь о лаках на органических растворителях

-сложность применения(получить качественную поверхность довольно непросто и нужны определённый навык и понимание процесса)

-трудоёмкость исправления дефектов, полученных в процессе эксплуатации(требуется полная перешлифовка и нанесение нового полноценного слоя); здесь есть исключение — нитролак, который не теряет способность растворяться после полного высыхания, и дефекты на нём исправить проще.

Отделка шеллаком

По сути, шеллак является тем же лаком, но я выделил его в отдельный заголовок ввиду специфичности этого способа отделки в настоящее время. Шеллак, это смола природного происхождения, растворённая в спирте(подойдёт как этиловый, так и изопропиловый). Исторически является одним из самых популярных способов отделки древесины уже много веков, но в начале 20-го века уступил свои позиции сначала лакам на основе нитроцеллюлозы, а потом и следующим поколениям лаков(полиуретанам, полиэфирам, акрилам и прочим) и в настоящее время является… как бы это сказать… элитной отделкой для ценителей?

Корпус будущей гармони, покрытый обесцвеченным шеллаком


Плюсы шеллака:

-это самая красивая отделка

-нет отвратительного запаха, работать можно даже в домашних условиях

-быстрое(практически мгновенное) высыхание каждого наносимого слоя

-прекрасная адгезия почти к любым поверхностям

-обратимость: мелкие дефекты исправляются без полной перешлифовки, так как застывший слой способен снова растворяться в спирте

Минусы шеллака:

-сравнительно невысокие механические свойства плёнки(хрупкость и низкая стойкость к истиранию)

-трудоёмкость процесса(нужно много «махать» тампоном, либо кистью, если применять его, как обычный спиртовой лак)

-для приготовления требуются определённые манипуляции

-высокая стоимость

Отделка маслом

Масла, в нашем случае, — это общее название отделочных материалов на основе натуральных полимеризующихся масел, таких, как льняное и тунговое, модифицированных различными добавками, улучшающими их свойства(каждый производитель держит в секрете составы своих продуктов, отделываясь лишь пространными формулировками). Главной особенностью отделочных масел является то,что они, в отличие от лаков, проникают внутрь древесины на некоторую глубину, полимеризуются в порах и почти не создают поверхностную плёнку, то есть, древесина выглядит более естественно. Хотя, например для паркетных лаков Borma, производитель указывает, что при необходимости получить поверхность, схожую с лакированной, достаточно наносить масло кистью(как лак) и не удалять излишки.

Тестовая заготовка из махагона, покрытая несколькими слоями отделочного масла

Плюсы масел:

-простота отделки(масло наносится любой тряпкой, выдерживается какое-то время, а потом излишки вытираются) и возможность получить красивую поверхность без значительных трудозатрат; легко отделать сложные поверхности(не плоские или с выступающими деталями)

-лёгкость обновления: не требуется полная перешлифовка, достаточно нанести новый слой и удалить излишки.

Минусы масел:

-запах растворителей(хотя есть масла и без запаха, и даже на водной основе)

-недолговечность отделки(даже сами производители указывают, что покрытие необходимо регулярно обновлять, а частота этого обновления зависит от «крутости» продукта)

-масло проникает вглубь древесины, соответственно, при возникновении необходимости что-то приклеить к такой поверхности, это будет сделать непросто(в отличие от лака, который достаточно удалить с поверхности механическим способом); этот минус не очевиден, но считаю нужным его упомянуть.

Несмотря на заявления о недолговечности масел, бывают и исключения. Например, на фото ниже-левая решётка моей пятой гармони, покрытая маслом «для рабочих поверхностей» фирмы Rustins(на водной основе, кстати) без намёка на истирание, несмотря на то, что эта гармонь четыре года была моей единственной. Но такого масла почему-то больше не видно в продаже…

Левая решётка моей пятой гармони, покрытая маслом, после 4-х лет активного использования(нет следов истирания)

Отделка восками

В целом, отделка восками напоминает отделку лаками(тоже создаётся поверхностная плёнка), только она проще.
Из применяемых восков наиболее распространены пчелиный и карнаубский. Второй — предпочтительнее, так как гораздо твёрже и имеет более высокую температуру плавления, но обычно применяется в смесях с пчелиным воском.
Минус здесь один — такие покрытия ещё менее долговечны, чем масляные и  быстро теряют лоск, хотя и легко обновляются.

Таким образом, выбирая покрытие для гармони, мы выбираем между долговечностью и простотой обновления. И тут уже стоит ориентироваться на конкретного пользователя. В целом же, все варианты, как я считаю, имеют право быть.

Добавить комментарий