Настройка гармоней. Пифагоров строй и чистый строй.

Подписывайтесь на канал в Телеграме!

Настройка инструментов с диатоническим звукорядом может быть проведена двумя способами.

Первый способ применяется тогда, когда звукоряд образуется при помощи шагов, соответствующих интервалам квинты, кварты и октавы.Особенностью этой системы является то, что единственным образующим такой звукоряд интервалом является квинта. Кварта же является обращением квинты: ход квинты на октаву вниз, если квинта была взята от основного тона сначала вверх, или ход квинты на октаву вверх, если квинта была взята от основного тона вниз.

Движение на октаву вверх или вниз нового звука не образует, а только удваивает в октаву исходный тон. Например, если от основного тона «до» взять вверх звук «соль», то по отношению к основному тону звук «соль» дает интервал квинту. Если теперь звук «соль» перенести на октаву вниз, то нижнее «соль» по отношению к начальному звуку «до» дает интервал кварту. Следовательно, интервалы квинта, кварта и октава образовались в этом случае от добавления к основному тону только одного звука «соль» вверх, т. е. из интервала квинты.

Если теперь от того же начального звука «до» взять квинту вниз (звук «фа») и перенести этот звук на октаву выше, то получаются те же интервалы — квинта, кварта и октава — с той лишь разницей, что в этом случае интервал квинта получится вниз от начального звука, а интервал кварта вверх от того же исходного звука.

Диатонический звукоряд при этой системе настройки образуется путем пяти последовательных ходов на квинту вверх от начального тона и одного хода на квинту вниз от того же начального тона, с размещением полученных звуков в одной октаве.

П р и м е р .
Исходный звук «до», первая квинта вверх от этого звука— «соль», вторая квинта— «ре» («соль»— «ре»), третья—»ля» («ре»—»ля»),четвертая— «ми»(«ля“— «ми»),пятая— «си“(«ми“— «си»). Квинта вниз от начального звука «до» будет «фа» («фа»— «до»). Выпишем все эти семь звуков в принятой последовательности в одной октаве, прибавим сверху октавное удвоение начального тона «до» и получим диатоническую гамму (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Настройка звукоряда чистыми квинтами называется настройкой в «пифагоровом строе».

В пифагоровом строе можно настроить также и хроматический звукоряд, пользуясь лишь одними ходами на квинту вверх. Двенадцатой квинтой от начального тона будет звук «си — диэз». Этот звук заканчивает квинтовой круг, внутри которого имеются все тона полной хроматической гаммы. Двенадцатая же квинта должна звучать как основной тон при перенесении ее на октаву вниз («си — диэз» энгармонически соответствует звуку «до“).

Однако при такой системе настройки «чистыми» квинтами получается отклонение от основного тона и начальный звук не совпадает с последним (двенадцатым) по количеству колебаний. Этот звук, полученный в результате двенадцати квинтовых шагов вверх(с последующим понижением получаемых звуков октавами вниз), выше начального звука на целого тона. Эта разница на 1/9 тона называется «пифагоровой коммой».

Настройка чистыми квинтами практически едва ли применялась, так как не только двенадцатый тон не совпадает с начальным в хроматическом звукоряде, но и в диатоническом четвертая квинта, образующая большую терцию к основному тону («до»— «ми“), звучит резко и не удовлетворяет музыкально развитого слуха.

В целях устранения резкости звучаний большой терции введена новая система настройки, в которой образующими новоименные звуки являются интервалы квинта и терция. Настройка диатонического звукоряда терцово квинтовыми ходами производится следующим образом: от основного тона берутся две квинты вверх, одна квинта вниз и три большие терции вверх(одна терция от начального тона, а две другие—от звуков, образованных квинтовыми ходами).

П р и м е р .
Исходный звук «до», первая квинта вверх «соль», а вторая—»ре», квинта вниз «фа». Затем от основного тона берется большая терция вверх («до»— «ми»), терция от звука «соль» («соль»— «си») и терция от звука «фа»— «ля»). В результате получаем те же семь звуков, которые образуют диатоническую гамму с удвоением в октаву исходного звука.

Такая система настройки звукоряда называется «в чистом строе».

При настройке хроматического звукоряда в чистом строе повышенные на полтона звуки получаются путем ходов на большую терцию вверх от тонов диатонического звукоряда и от вновь полученных хроматических тонов. Например, звук «до—диез» получается от хода на большую терцию от звука «ля», звук «ре—диэз» — от звука «си», звук «фа—диэз»— от звука «ре», звук «ля—диэз» — от звука «фа—диэз» и т. д.

Пониженные на полтона звуки (с бемолями) получаются путем ходов на большую терцию вниз. Например, «си—бемоль» получается путем хода на большую терцию вниз
от звука «ре», звук «ми—бемоль» — от звука «соль», звук «ля—бемоль» — от звука «до» и т. д.

Терция в чистом строе меньше терции, которая образуется в пифагоровом строе (при настройке квинтами), приблизительно на 1/10 целого тона. Эта терция в чистом строе имеет самостоятельное значение, как интервал, образующий новоименные звуки, и служит также для проверки трезвучий. Терция чистого строя называется натуральной большой терцией.

Настройка звукорядов в чистом строе у большинства инструментов сейчас уже почти не применяется. Неудобство этого строя в основном состоит в том, что ряд интервалов, настроенных «чисто» в одной последовательности тонов, при другой последовательности звучит уже неправильно.

Это легко заметить, например, на строе венских гармоник, очень близко приближающемся к чистому строю.

При проверке строя венской гармоники каждый обладающий музыкальным слухом невольно обращает внимание на следующие особенности этого строя:
-большинство одноименных звуков, которые повторяются при сжимании и растягивании меха имеют между собой некоторую разницу по высоте;
-хроматические полутона на крайних клавишах при энгармонической замене звучат очень резко и фальшиво.

Кроме того на инструменте, настроенном в чистом строе, можно играть музыкальные произведения лишь в определенных тональностях. При модуляции (переходе) в другую тональность те же пьесы будут звучать уже фальшиво.

Новосельский А.А. «Технология производства гармоник», 1937г.

Добавить комментарий