Александр Ланин

гармонист Александр ЛанинБудущий гармонист Александр Ланин родился в Барнауле в 1982 году. Отец Александра-рабочий на станкостроительном заводе,мать-стоматолог,отдавшая профессии больше тридцати лет жизни.Родители воспитывали Александра правильно, надёжно, хотя к музыке никакого отношения не имели.Но слушать гармонь любили и регулярно смотрели передачу «Играй,гармонь!» со дня её основания. Прадед Александра, Степан, виртуозно владел саратовской гармоникой, и был первым парнем на деревне.

Первая гармонь

Первую гармонь Александру купили примерно в 4 года, в магазине «Десткий мир», где его, как магнитом потянуло к красивым предметам с кнопочками, которые ещё и звуки издают, если потянуть вбок. Мама не выдержала натиска сына и купила ему одну из гармоней. Александр был вне себя от счастья.
Но гармошечка эта прожила недолго, благодаря младшей сестрёнке Татьяне, использовавшей её не по назначению(растягивая меха и прыгая на них). Маленький Александр пытался разобрать её и починить, но не смог…
Следующая гармонь(уже гораздо более серьёзная,шуйская) появилась у Александра благодаря музыканту Александру Чуварлееву, игравшему на домашних праздниках, не обходившихся без баяна и гармони.Он и подарил мальчишке эту самую гармонь. Именно на этой гармони Александр стал подбирать свои первые мелодии. Самыми любимыми из них были «Тонкая рябина», «Коробейники», «Распрягайте,хлопцы,коней…»

гармонист Александр Ланин в детстве

Музыкальная школа

В музыкальную школу Александр пошёл по предложению матери, причём, пошёл с охотой. Учился на баяне.
Педагог по баяну сразу разглядел в нём талант и стал с ним плотно заниматься. Главной проблемой для Александра стало нежелание и неумение играть по нотам и изучать нотную грамоту. Он всегда просил преподавателя показать пьесу, сыграть то есть, а сам следил за движениями пальцев, запоминал мелодию и к следующему уроку уже выдавал готовый результат в виде выученного произведения. Так продолжалось в течение полугода, пока, в конце концов, не произошло разоблачение, когда Александр не смог сыграть по нотам конкретный отрывок произведения по просьбе преподавателя… Как ни приучали Александра играть по нотам, ничего не получалось, всё равно вставлял «отсебятину». Тем не менее, в 1996 году музыкальную школу он окончил.

Строительный техникум

После девятого класса средней школы Александр поступил в Барнаульский стрительный техникум,где самодеятельный коллектив стал для него спасением от повседневной рутинной учёбы.На репетиции он ходил с удовольствием. Выступали с концертами, а так как зрителями были педагоги,то и учёба пошла легче.
Однажды Александр заглянул в гости к товарищу и увидел у него гармонь(это была большущая «Беларусь» с неплохим звучанием). Ему удалось выпросить инструмент и с тех пор он плотно засел именно за гармонь. Играл,учился,играл…

Знакомство с Николаем Вавиловым

На четвёртом курсе,в феврале,когда из-за карантина были отменены занятия,Александр,проезжая мимо Дворца культуры Котельного завода, увидел афишу «Играй,гармонь алтайская!». Запомнив дату мероприятия, он в назначенный день явился с гармонью во дворец, что изменило всю его дальнейшую жизнь.Зайдя в фойе,Александр увидел там целую тьму гармонистов, и все здорово играли! Александр почувствовал себя, как рыба, возвращённая с суши в море.
На сцене выступал коллектив «Алтайская гармонь» и… Николай Вавилов, который произвёл на молодого гармониста неизгладимое впечатление своей игрой. После концерта, снова все стали играть. И Александр тоже растянул меха.
Через неделю, благодаря соседке своей бабушки,словно прочитавшей мысли Александра о знакомстве с Вавиловым, он сидел перед дядей Колей с принесённым из дома баяном. На вопрос Вавилова «Зачем сюда баян принёс? Здесь на гармонях играют!», не растерялся,ответив «На гармони тоже могу». И выдал «заплетуху» народную. Послушав Александра, Вавилов взял гармонь… и сразил его наповал.
Александр всё перенимал от него-манеру игры, подачу звука, приёмы-всё. Через некоторое время Вавилов привёл своего ученика в «Клуб любителей гармони»(возникший в 1990-м году) под руководством С.Г.Решетова. В клубе собирались собирались настоящие ценители, преданные гармони люди, играли,говорили, спорили. В такой коллектив Александр Ланин влился сразу и без остатка. Именно на таких встречах можно было увидеть и услышать всё многообразие старинных гармоник и наигрышей. Учавствовали в клубе и гармонисты-однорядочники, игравшие на сибирских тальянках. Эта разновидность гармони очень впечатлила тогда Александра, ставшего перенимать игру.

Знакомство с Заволокиными

В 2003 году Александр Ланин приехал на «Маланинский фестиваль»(г.Новосибирск) с огромным желанием померяться силами с другими гармонистами. Там он и познакомился с Захаром и Анастасией Заволокиными, тепло встретившими его. Задолго до этого Александр написал очерк о самобытных гармонистах и профессионалах(писал с болью за деревенскую гармонь, в порыве чувств). Письмо отправил в журнал «Играй,гармонь!» и его напечатали в восьмом номере. Статья нашла большой отклик у гармонистов. Александра так и спросили, не он ли писал статью, на что он, ответил утвердительно(и ему было приятно, что его узнали).
После прослушивания, Александр был приглашён на съёмки. Съёмочный процесс был очень сложный, да ещё и в первый раз(Александр вспоминал,что аж весь взмок).
Данная встреча стала началом крепкой дружбы с Российским центром «Играй,гармонь!»(Александр изъездил всю Россию и побывал во многих местах за границей).

О наставниках

Александр с благодарностью вспоминает случившиеся с ним приятные встречи, повлиявшие на его становление и творчество. Александр Устьянцев с Урала, Геннадий Музуров из Коми, Михаил Савин из Томска. Особенно крепко довелось ему подружиться с Геннадием Музуровым, ставшим его вторым наставником. Александр часто использует в своей игре его выкрутасы и повороты…

Высшее образование

Высшее образование Александр получал в Алтайской Государственной академии культуры и искусств на кафедре хорового дирижирования. На время учёбы гармонь стала для него спутницей, вдохновительницей и спасительницей, выручая в трудные минуты(на хоре, на сольфеджио, где он не мог вытянуть голосом, гармонь всегда выручала). Студенческие годы получились очень насыщенными: конкурсы, фестивали, концерты, знакомства… В 2007 году Александр закончил академию со специальностью «руководитель народного хора».

Десятая «Золотая десятка»

В 2009 году Александра Ланина пригласили в качестве гостя на очередную «Золотую десятку» в Ханты-Мансийский автономный округ, в село Селиярово. Праздник удался на славу. Александру тогда пришлось много и подолгу петь и играть. Большой фурор произвела тогда песня «Никто тебя не любит так,как я…». Ему пришлось исполнить её более ста раз. Он никогда не пел так много! Этот праздник надолго остался в памяти Александра(также,как и в памяти жителей села). Он тогда решил остаться в г.Сургуте. Да ещё и влюбился…
Но и там он надолго не задержался: через год уехал на Сахалин, а спустя некоторое время вернулся на родину, так не прижившись в чужих городах. Дома жизнь потекла в привычном русле: концерты в деревнях, творческие встречи… Тем не менее, Александр всё время лелеял в душе мечту приобрести редкую гармонь-«однорядку». И такой случай ему представился.

Однорядка

Как-то друг Александра, Игорь Ворона, пригласил его поехать в деревню Коробейниково Усть-Пристанского района(Алтайский край), где, по слухам, были «однорядки». Приехав в деревню,поселились у родственника друга. Как выяснилось, у местной жительницы Надежды Мещеричихи оказалась та самая гармонь-мечта Александра. Выглаженный,выбритый и наодеколоненный, вместе с друзьями и «хромкой» Александр направился в указанный дом. Поиграв на заветном инструменте, он понял, что без этой гармони уже отсюда не уйдёт… Вот только была одна проблема: поиздержался Александр с праздниками, в кармане-ни копейки. Стал упрашивать хозяйку обменять «однорядку» на «хромку»(мол, «хромку» продать можно, а на этой сейчас никто и не играет). Но его доводы не убедили хозяйку. Ситуация накалилась: подключились местные мужики и стали требовать вернуть гармонь. Благо,что ростом и силой Александр не обделён,мужиков унял(хотя куртку порвали). После этого продолжили спокойнее. В итоге, Александру пришлось приложить к «хромке» мобильный телефон с зарядным устройством(всё, что он мог предложить) и сделка состоялась! Радость его нельзя было описать словами! Потом, когда Александр сыграл на этой «однорядке» на кремлёвской сцене, к нему не раз подходила бывшая хозяйка инструмента и высказывала уважение(гармонь могла и дальше на полке стоять, а теперь, аж, в Кремле играет!).

гармонист Александр Ланин с обожаемой им гармонью-"однорядкой"

О будущем гармони

По мнению Александра, народ постепеннно(тяжело, но верно) возвращается к своим истокам и культуре. Гармонь будет жить! Она нравится всем-молодым и постарше, богатым и не очень. Сам он проверял это не раз. Реакция-положительная!

Мастер гармони

Александр открыл мастерскую по изготовлению и ремонту старинных гармоник, комплектующих частей, где занимается в основном старинными гармонями нижегородских и тульских мастеров, давая вторую жизнь инструментам, не утратившим душу, несмотря на технические неисправности. Имеет грандиозные планы по развитию производства и восстановлению гармоней. А также имеет планы создать свою собственную,»ланинскую» гармонь, на которой, возможно,сможет сыграть только он сам. Но главное, чтобы у человека была не просто мечта, а мечта-цель.

Благодаря гармонистам-«рояльщикам» Андрею Ивлиеву и Сергею Власову, Александр взялся осваивать елецкую рояльную гармонь, которая очень пришлась ему по душе.

С Г.Д.Заволокиным Александру встретиться не пришлось, но, по его признанию, он часто видит «Дмитрича» в сне, будто бы приходя к нему на прослушивание со своими «однорядками»…

Александр-за самобытную гармонь. Для него гармонист прежде всего-носитель традиции своего народа. И он призывает не забывать, откуда родом-племенем кнопочная музыка и для чего она предназначена! Самобытных гармонистов осталось мало, нужно спешить, перенимать наигрыши, чтобы не растерялась и не «умертвилась» в академизме настоящая гармонная игра! А с нею-русский характер…

Рекомендую к просмотру:

Комментарии и отзывы:
  1. Вот за такую телепрограмму кладу земной поклон её создателям! И главному герою конечно! Слушать рассказы Александра Ланина оказалось не менее приятно и интересно, чем слушать его же завораживающую игру на музыкальных инструментах. Давно я не получал такой громадной и мощной порции позитива. Спасибо!

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.