Иван Разумов. Фольклор хранит народную мудрость

Статья с сайта «Юрьянские вести».
Предыстория такова. Однажды в редакционной командировке мы побывали в селе Монастырском. И среди интересных собеседников коллегам (а потом и читателям) запомнился один улыбчивый молодой человек – Иван РАЗУМОВ.


В свои 17 лет он лихо играл на гармони и, кажется, был всерьёз увлечён этим инструментом. Сделали снимок, написали текст, опубликовали в газете…
И вот, спустя годы, мы узнаём: парень стал артистом, создал собственный музыкальный коллектив, живёт в Санкт-Петербурге. Но малую родину не забывает и в родное Монастырское, где живут родители, наведывается при каждой возможности. Во время нынешнего приезда мы попросили Ивана выбраться в редакцию, чтобы он рассказал о своём творческом пути.
Перед нами предстал повзрослевший, с оттенком солидности мужчина, но не растерявший ту самую юношескую улыбку и доброжелательность. Предлагаем наш разговор читателям.
– Иван, где вы учились? И почему всё-таки выбрали музыкальную стезю?
– Я закончил Кировский колледж культуры. Попробовал потом себя в разных профессиях, далёких от музыки, даже год в «Газпроме» в Архангельской области поработал. Но чувствовал, не моё, душа тянулась к творчеству. И хотя поначалу родители были против, выбрал именно его. Поступил на народное отделение в Санкт-Петербургский институт культуры, которое благополучно закончил.
– Как появился ваш ансамбль «Пташица»? И название такое – самобытное?
– Во времена студенчества. Мы, друзья-единомышленники, одержимые народной музыкой, создали этот коллектив. В него вошли три девушки и двое ребят. Я одновременно занимался всеми юридическими, организационными вопросами, которые, как показала жизнь, надо тоже знать. А название коллективу долго искали в старинных словарях и, к нашей радости, нашли.
– Вы сказали, что вашему творческому союзу исполнилось пять лет (начали выступать пять лет назад вместе, официально стали ансамблем «Пташица» три года назад). Что это были за годы?
– Годы узнавания, развития, становления. Мы побывали на многих фестивалях, становились лауреатами, дипломантами, вели (и ведём) свою страницу «ВКонтакте» и других социальных сетях, выступали в небольших залах. Постепенно у нас появился свой зритель, который приходил на концерт именно на нас.
Время от времени ансамбль приглашают на телевидение. Один раз это было на шоу Андрея Малахова «Привет, Андрей!». А буквально последние пару месяцев мы участвовали в шоу «Страна талантов» на НТВ, сейчас как раз выходят эфиры этих выпусков. Кому интересно, можно посмотреть и всё увидеть своими глазами.
Уже шесть раз в качестве основных гостей мы выступали в Санкт-Петербурге на Добровидении, вдохновителем которого стал большой патриот нашей страны Олег Нилов. Эта площадка на «Сабур-арене» стала альтернативой Евровидению.
За прошедшие годы у нас накопился полноценный репертуар, на все два отделения. Очень хотелось бы после пандемии вернуться к гастрольным турам по стране.
– Иван, благодарю за подаренные диски. Читаю на них названия композиций… Из ваших лично – «Ваньки-Встаньки», «Озёрушко», «Полынь трава», всего 19, и у «Пташицы» – «Деревня моя», «Васильки» и всё в таком духе… Прямо родниками навевает, какой-то чистотой.
– В каждую композицию мы вкладываем смысл, исполняем песни авторские и народные. Фольклор стоит бесконечно уважать за народную мудрость.
– Частушки на этой же волне?
– Конечно. В своё время, когда был студентом, обошёл и объехал самых разных бабушек в Юрьянском районе и на диктофон записывал все частушки, какие они знали, в том числе мою родную бабушку Галю, которая до сих пор живёт в Монастырском. Это огромное музыкальное наследие. Живое, настоящее.
– Говоря о частушках, как не вспомнить гармонь. Насколько я понимаю, это тоже ваша большая любовь.
– Абсолютно. В гармони тоже можно расти и развиваться, с её одной-единственной тональностью выдавать всевозможные наигрыши – подавать народную стилистику в разных красках. Гармонь, кстати, долгое время оставалась только узконаправленным уделом свадеб. В 90-е годы её академизировал Заслуженный деятель культуры РФ Евгений ДЕРБЕНКО из города Орла, а сейчас его студенты уже преподают инструмент в «Гнесинке».
У меня есть несколько очень хороших гармоней, с которыми выступаю и которыми дорожу. Например, в городе Кстово Нижегородской области я приобрёл инструмент у Ивана Алексеевича ВАРНАШОВА, прекрасного человека и гармониста. За вторым шедевром ездил в Саранск, в Мордовию к Николаю Фёдоровичу ТУРУСОВУ – он, можно сказать, благословил на игру на гармони. Помню, когда он мне её отдавал, просил: «Подожди немного, уйду в другую комнату и поиграю». Так, он прощался с гармонью, её душой…
Кстати, про учителей. Не могу не сказать добрые слова и про Владимира Тимофеевича БУЛЫЧЁВА, который в своё время в Кирове возглавлял клуб «Играй, гармонь». С него, по сути, начиналась моя профессиональная карьера. Огромное спасибо и Галине Германовне УРВАНЦЕВОЙ, педагогу Монастырской школы, которая впервые познакомила меня с музыкой. Также очень ценю Владимира Павловича ГЛАЗУНОВА из Нижегородской области, моего учителя по концертной деятельности.
– А как теперь к вашей профессии относятся родители?
– Теперь гордятся.
– Расскажите, пожалуйста, о семье.
– Мою жену зовут Арина, её профессия в сфере информационных технологий и она активно помогает нам развиваться в сети Интернет. Год назад родилась дочка Варвара.
– Спасибо за эту беседу, искренние ответы. И пусть вам и вашему ансамблю сопутствует удача!

Елена КАЗАКОВА.
Фото из домашнего альбома РАЗУМОВЫХ

 

Добавить комментарий