Двухрядные венские и немецкие гармоники

В 80-х годах 19-го века в Россию стали поступать (главным образом через торговые фирмы Циммермана и Мюллера) двухрядные гармоники — вначале немецкие, а затем и венские(«венки»). Они получили большое распространение и стали производиться в России (с немецким и русским строем) местными мастерами. Двухрядные гармоники с немецким строем были больше распространены на Украине, в Прибалтике и частично в Сибири; в областях Центральной России преобладали двухрядные гармоники с русским строем.

Немецкие гармоники имели диатонический строй. На правой клавиатуре находилось 17—19 кнопок, расположенных в два ряда; при смене движения меха звуки обеих клавиатур были разные. На левой стороне гармоники имели по четыре клавиши (клапана), расположенных также в два ряда. В том и другом ряду при нажиме на верхнюю клавишу звучал бас, а при нажиме на нижнюю — мажорный аккорд.

Венская гармоника

Венская гармоника фабрики Циммермана
Венская гармоника фабрики Циммермана(фото В.Фомина)

Немецкие двухрядные гармоники делались двухголосными (двух-планочными), строились эти голоса в унисон с небольшим разливом. В левой стороне немецкой гармоники планки для аккордов делались «шестериками», то есть на одну планку приклепывалось шесть голосов (по три с каждой стороны, различных на разжим и сжим меха). Эти планки прикреплялись в одной резонаторной камере, над общим отверстием, закрываемым клапаном. На правой стороне было один-два регистра-переключателя.


В конце 90-х годов XIX века в России появилась сконструированная в Вене двухрядная гармоника, получившая у нас название «двухрядная венка» (или «двухрядка»). Сперва эта гармоника отличалась от немецкой двухрядной лишь внешним видом и количеством басовых кнопок (на левой стороне их стало вдвое больше, то есть 8, и они располагались не на выносном грифе, а на корпусе). Первое время аккомпанемент в венской двухрядной гармонике делался также «шестериками». Перенос клавиатуры на корпус позволил провести на левой стороне ряд усовершенствований и русскими мастерами. Так, известный тульский мастер Геннадий Леонтьевич Чулков в 1907 году сконструировал особую систему заемной механики, на которую им был получен патент. Устроенный им механизм заставлял звучать одновременно дo пяти голосовых пластинок, настроенных в октаву, что придавало звуку большую силу и глубину. Трезвучия в аккомпанементе стали делать не «шестериками», а «рассыпными», то есть каждая планка помещалась в отдельной резонаторной камере.

Гармонь-венка фабрики Братьев Киселёвых
Гармонь-венка фабрики Братьев Киселёвых

На правой стороне венских гармоник сначала не было никаких изменений клавиатура также имела 17—19 кнопок, строй ее был диатонический, звуки — разные при смене движения меха. Затем ее стали делать с 21 кнопкой на правой и 12-ю — на левой клавиатурах, в верхней части клавиатуры появились альтерированные звуки.

Расположение звуков и устройство двухрядной венской гармоники было таково, что иногда приходилось играть длинную музыкальную фразу за одно движение меха или, наоборот, на каждый новый звук менять движение меха (запас воздуха регулировался в мехе воздушным клапаном, расположенным на левой стороне инструмента). Неудобно было и то, что некоторые звуки, извлекавшиеся на правой клавиатуре на разжим меха, на левой звучали на сжим, и наоборот.

Все эти и другие несовершенства заставляли подлаживаться к возможностям гармоники, ограничивать репертуар, в отдельных случаях — изменять мелодию или аккомпанемент.

 

Звукоряд двухрядной гармони-венки
Звукоряд двухрядной гармони-венки

Дальнейшее усовершенствование венской гармоники шло по пути увеличения диапазона. В конце 90-х годов появились трехрядные венские гармоники.В трехрядных венских гармониках голоса нового, третьего, ряда звучали выше соответствующих голосов первого ряда. Число кнопок левой клавиатуры увеличилось до двадцати четырех, также расположенных в три ряда.


Трехрядная венская гармоника имела распространение в начале ХХ века наравне с двухрядной, она в сущности имела те же недостатки. Эти гармоники не отличались ни приятным тембром звука, ни большими исполнительскими возможностями, ни оригинальной конструкцией деталей или отделкой по сравнению с русскими национальными гармониками, описанными выше (саратовской, бологовской, вятской и другими). Большое распространение этих гармоник объясняется лишь их массовым изготовлением у нас и за рубежом.

Для венской гармоники было издано много самоучителей и сборников еще в дореволюционный период. Составление и издание подобной нотной литературы в больших тиражах происходило и далее, вплоть до наших дней(1968год).

А.Мирек  «Справочник по гармоникам»

P.S. Ну, по поводу «приятности тембра звука» и оформления, можно, конечно, поспорить с А.Миреком, ведь делались гармони-венки и мастерами-кустарями, в том числе-нижегородскими, поэтому и оформление могло быть разным, а уж звучание-тем более(сам факт разного звука на сжим-расжим никак не мешает сделать звук приятного тембра).
Незаслуженно преданная в наше время забвению(и даже, порой, презрению), эта гармоника, между тем,  долгое время
была самой популярной и «ходовой» по всей территории России. И именно эта гармоника(венка) была с нашими солдатами в окопах Великой Отечественной. Хромка «вошла в силу» уже после войны и с большой долей вероятности можно утверждать, что только благодаря её массовому фабричному выпуску(многие гармонисты старой школы долго отказывались её признавать, им просто было тесно в её «рамках»). Что касается исполнительских возможностей… Малоизвестный факт, но перед запуском массового производства гармоник в СССР была создана специальная комиссия, которая изучила исполнительские возможности гармони-венки и хромки и пришла к выводу, что они в целом РАВНЫ, но выбор был сделан в пользу хромки, как более лёгкого в освоении инструмента(всего лишь)…

С.Акимов

Послушайте на десерт игру дуэта гармонистов  Василия Мельникова и Михаила Димитрия(запись 1908 года). Не исключено,что они,как раз,и играют на венских гармониках.

Смотрите также:

  • Прекрасное далёкоПрекрасное далёко "Прекрасное далёко". Ноты для гармони. Композитор-Е. Крылатов, слова-Ю. Энтин.  Мелодия […]
  • Голубой вагонГолубой вагон "Голубой вагон". Ноты для гармони в обработке С.Акимова. Песенка из мультфильма про […]
  • Три танкистаТри танкиста "Три танкиста"("На границе тучи ходят хмуро..."). Ноты для гармони. Слова-Б.Ласкин, […]
  • Называют меня некрасивою…Называют меня некрасивою… "Называют меня некрасивою..." . Ноты для гармони в моей обработке(написал в меру своей […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.