Гармонь-хромка

В предыдущих статьях на «Пой,гармоника!» уже было рассказано о нескольких видах гармоней, окончательный облик и внутреннее устройство которых сформировались еще в 19-м веке. Настал черёд рассказать о той разновидности, которая  доминирует у нас в стране примерно с середины 20-го века  и слово «гармонь» у большинства из вас, наверняка, ассоциируется именно с ней. Это, так называемая, двухрядная хроматическая гармоника или, по-простому, гармонь-хромка.

Происхождение гармони-хромки(версии)

Сейчас, наверное, мало кто сможет точно назвать место и дату рождения гармони-хромки. Основной считается версия о том, что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название «северянка»(не буду утверждать точно, но, возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако, существуют и некие данные, что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что, есть вероятность, что она гораздо старше, чем мы думаем.

Хроматическая ли эта гармонь?

У человека, имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос: а почему, собственно, эта гармонь называется хроматической, если звукоряд её основан на мажорной гамме, которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей, кроме трех, вынесенных в самый верх правой клавиатуры? Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью! Так же, как не называются хроматическими некоторые другие разновидности гармоней, имеющие хроматические ступени(об этом-ниже)

Так почему же «гармонь-хромка»?

Всё дело в том, что во времена, когда гармонь-хромка только начинала  распространяться (начало 20-го века), был изобретен баян(а его предшественники-инструменты с хроматическим звукорядом различных конструкций- появились ещё раньше, например, хроматические гармоники Павла Чулкова, а ещё раньше-его отца, Леонтия Чулкова(имеется ввиду Белобородовская гармоника)), который, на самом деле, и есть истинно хроматическая гармоника, так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов — 7 основных(входящих в мажорно-минорную гамму) и 5 дополнительных,что позволяло исполнителю играть во всех тональностях.

Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и «северянки». Для них это было практически одно и тоже, только, как говорили, «на баяне звуков поболе». Двухрядная, же, гармоника с несменяемым звуком на сжим-расжим меха ни на какие другие гармони, бытовавшие в то время, не была так похожа так, как на трёхрядные хроматические(в том числе, только появившийся баян) и вызывала соответствующие ассоциации. Потому и была метко названа «хромкой».

Другая версия(которая кажется менее вероятной) предполагает, что хроматической её назвали из-за наличия полутонов(хотя они и не встроены в звукоряд, как на баяне, а вынесены группой в самый верх правой клавиатуры). Однако полутона присутствуют и в гармонях-венках, причём, там  их даже больше, чем в хромке(«си-бемоль» и «до-диез»), но никто и никогда не додумался называть венки «хроматическими»…

Ну и есть еще  шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает — потому и хромка. Смешно, но не более того.

Почти хроматическая гармонь 27х25

Впрочем, здесь нужно сделать важную оговорку: сейчас мало, кто из рядовых гармонистов об этом знает, но ещё до Великой Отечественной войны существовали модели, имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре, а не 25(как сейчас стандартно), но в серийное производство они не пошли. Вверх были вынесены не три полутона, а целых пять, что давало ей заметно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками(тем не менее, и это не делало её истинно хроматической, потому что звукоряд левой клавиатуры накладывал совершенно определённые ограничения на количество применяемых тональностей).

Но в последующие годы, когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней, кто-то решением сверху постановил, что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки, хватит и оставшихся трех, а для более требовательных существует баян. Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве в России (частушки, плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда, но, наверное, стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать, где их использовать, а где-нет.

Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами, имеющими расширенный звукоряд. Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко(П.Уханов, М.Коломыцев и многих других), который написал немало произведений именно для такой, расширенной, хромки. Сам Дербенко категорически не приемлет отсутствие этих двух дополнительных клавиш, не понимая, за какие «грехи» хромку их лишили.

Как расширить возможности стандартной гармони 25х25

Кстати, существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25, которое при наличии некоторых навыков гармонного мастера, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части, нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки  (естественно, придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры, но они и так редко используются) и «поставить» на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки, добавляющие еще две хроматические ступени. Сделать это может любой, кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки, но лучше, конечно, обратиться к мастеру.

Так же, попытки расширить звуковые возможности хромки, предпринимались многими мастерами. Например, мастер-конструктор  А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки, имеющую полный хроматический звукоряд и напоминающую уже, скорее, баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой). Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.

hromka-razrez

Почему именно хромка пошла в серию

В 30-е годы, когда встал вопрос о массовом производстве гармоней(речь идёт именно о серийном, фабричном производстве), специальная комиссия проанализировала исполнительские возможности двух разновидностей гармоней-венки и хромки, являвшихся на тот момент основными «кандидатами», и пришла к выводу, что обе гармони в этом плане равнозначны(наверняка это кого-то удивит, так как ошибочно принято считать венку(гармонь русского строя) чуть ли не ущербной в этом смысле), но выбор был сделан в пользу последней, как гораздо более простого в освоении инструмента…

Запуск в массовое производство именно хромки фактически стал началом конца для всех остальных видов русской гармони, которые с наводнением рынка дешевыми и, как уже говорилось, простыми в освоении гармонями, стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной  в стране, вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми, гармони, как русская венка(или гармонь русского строя), тальянка, ливенка, саратовскаяелецкая и другие…

Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши, которые наиболее полно и красочно звучали только на них, а при исполнении на хромке теряли свой колотит. Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха волей-неволей приходится делать акценты там, где на хромке их чаще всего нет, и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям, особенно плясовым и частушечным. Но на данный момент, из всех видов гармоней, именно хромка доминирует и на сцене, и в быту. И подавляющее большинство людей, только подумывающих начать учиться играть на гармони, имеют ввиду именно её.

Исполнительские возможности и характерные разновидности

Если говорить о тональности «до-мажор», то стандартная гармонь-хромка с двадцатью пятью клавишами в правой клавиатуре и таким же количеством в левой(то есть, та самая, из припевки «Вот она и заиграла, 25 на 25…») имеет диапазон мелодии в три октавы плюс первый звук четвёртой октавы с вынесенными в самый верх клавиатуры тремя полутонами «фа-диез», «соль-диез» и «ре-диез». Левая клавиатура содержит семь басов  и восемь аккордов(от ноты ре там два аккорда — мажорный и минорный).

Всё это позволяет играть в двух мажорных тональностях(до-мажор и соль мажор) и одной минорной(ля-минор). С некоторыми ограничениями(из-за отсутствия соответствующих аккордов), можно играть в тональности ми-минор. Вот, например, я играю в этой тональности песню «Каким ты был…», которую в «родном» ля-миноре не сыграть без значительных искажений(из-за отсутствия ноты «си-бемоль»):

Гармонь, где слева всего 16 клавиш имеет практически те же возможности, что и 25х25, с той лишь разницей, что на ней труднее сыграть хитрые проходы по басам из-за отсутствия вспомогательного ряда клавиш(того, что ближе к меху в гармони 25х25). Но при некоторой тренировке, этот недостаток практически полностью нивелируется.

Конечно, можно сказать, что недостающие аккорды слева можно брать в правой клавиатуре и, тем самым, расширить исполнительские возможности стандартного инструмента, но это уже удел профессионалов высшего класса и до такого уровня среднему гармонисту-самоучке  расти очень долго(если он сам того пожелает).

Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей, отличающихся как внешним оформлением, так и звучанием. Особенно выделяются из них гармони: «любительская», нижегородская(или горьковская), вятская(или кировская)  и кирилловская. Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр, позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой.  Все эти гармони и сейчас широко распространены.kirovskaya

 

nizhegor

Сергей Акимов

Добавить комментарий