Отрывок из диссертации С.А.Озерова «Гармонико-баянное искусство Нижегородской области:становление, развитие, современное состояние»
Нижегородские гармони обладают своими индивидуальными техническими и акустическими особенностями. Одна из ярких отличительных черт расположена прямо на «фасаде» инструмента (лицевая часть правого полукорпуса) – в качестве индивидуального клейма здесь указаны инициалы мастера. На «фасаде» нижегородские мастера изготавливали и индивидуальное корпусное украшение. Благодаря этому визуально можно было узнать, какому мастеру принадлежит данный инструмент. Индивидуальны были не только сами украшения: значение имеет количество прожилок на корпусе, крепление ремней, корпусная обработка металлом, рисунок решеток и др.
Автор диссертации впервые попытается систематизировать особенности, характерные для нижегородских гармоней.
1. Нижегородская гармонь всегда отличалась от других необычной яркостью звучания, звонким, глубоким тембром. Возможно, природа такого акустического явления связана с географическим расположением Нижегородского края. Восточнее и севернее Нижнего Новгорода в окружающем ландшафте наблюдается превалирование открытых мест. Здесь протекают две широкие реки — Волга и Ока. Вероятно, эта природная особенность отражена в повышенном внимании к силе и полётности звука. Интересным представляется высказывание Г. Заволокина, знатока русской гармони и ведущего программы «Играй, гармонь»: «Нижегородская — самая звонкая гармонь России. В народе говорят: на одном берегу Оки играют, на другом слышно».
Конструкторские поиски в этом направлении привели мастеров к идее изготовления корпуса из ольхи. Это дерево является качественным резонансным материалом, а также отличается равномерной структурой и мягкостью древесины.
Не в последнюю очередь динамические возможности инструмента обеспечивались так называемой заемной механикой правой клавиатуры (в октаву) — одновременным нажимом основных кнопок и кнопок на октаву выше (впервые придумана в содружестве Василия Кондратьева и сыновей Якова Потехина). При этом количество язычковых планок было сохранено. Такая система давала очень насыщенный звук. Данный факт явился конструктивным открытием в развитии гармоники в целом и применяется в нижегородских гармонях до сих пор.
2. Следующей особенностью нижегородского инструмента являлось горизонтальное расположение голосовых планок в правом полукорпусе (среди мастеров — «лежачие» планки). При таком расположении планок воздушный столб, подаваемый из мехов, напрямую воздействовал на металлический язычок(данная особенность сохранилась в современных нижегородских гармонях). Эта находка благоприятно влияла на быстрое звукообразование (ответ), четкость и силу звука, который обогащался высокими обертонами. Хотя на нижегородских гармонях встречаются и планки, расположенные в вертикальном положении.
Такой рисунок расположения планок можно увидеть на инструментах известного нижегородского мастера Максима Михайловича Сараничева (1882 — 1933) (штамп – «М.М. Сараничевъ). Позднее аналогичное расположение планок встречается у мастера Романова. Также можно отметить небольшие размеры клапанов и отверстий на деке нижегородского инструмента, отчего минимизируются потери воздуха при игре. На всех нижегородских гармонях присутствуют металлические кнопки левой клавиатуры (аккомпанемента) и планка на них, чего не наблюдается на моделях других областей. Отличительной чертой нижегородского инструмента является большая масса, а также меньшее расстояние (мензура) между клавишами и кнопками на обеих клавиатурах.
3. Нижегородские гармони отличаются от инструментов других регионов индивидуальным тембром и специфическим звуковым «разливом». Отметим, что в послевоенное время нижегородские специалисты пытались усовершенствовать гармонь. Поисками новых конструкций занимались не только городские, но и сельские мастера. Последние осваивали ремесло и экспериментировали в домашних условиях. Многие из мастеров пробовали работать с увеличением количества голосов на гармони (пяти и даже шестиголосные). Но затем отказались от производства таких инструментов — данные модели имели сильную вибрацию при игре и не давали возможности добиться специфического нижегородского тембра. Так нижегородская модель навсегда осталась четырехголосной.
4. Несомненным украшением нижегородских инструментов стала богатая отделка полукорпусов. Особо это заметно в гармонях мастера Романова. Яркой индивидуальной чертой можно считать рисунок на лицевой стороне правого полукорпуса (цветы со стеблями).
«Сербиянка» в исполнении А.Ланина на гармони нижегородского мастера Д.И.Конькова:
Фотографии внутреннего устройства одной из гармоней работы Конькова(фото взяты в своё время с форума «Русская гармонь»):