Кирилловская гармонь в сравнении с хромкой 25х25 и баяном

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Отрывок из исследования А.Мехнецова «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья», показывающий отношение местных жителей к гармони-хромке и баяну. Очень интересное наблюдение.

Кирилловская хромка против баяна и полубаяна

Гармонь с клавиатурой 25х25, также как и баян – две «итоговые» модели гармоники, распространенные по всей территории России, в исследуемом нами регионе не прижились в традиционной практике. Баян занял свое место в жизни современной деревни только лишь благодаря системе художественной самодеятельности, поскольку гармонь, вследствие ограниченного диатонического звукоряда, явно не устраивала работников сельских учреждений культуры.

Кирилловская гармонь в руках гармониста А.Е.Александрова
Кирилловская гармонь в руках гармониста А.Е.Александрова

Сфера применения баяна ограничена сопровождением песен, тогда как
традиционные наигрыши под пляску практически на нем не звучат. «Баян не
принят был в деревне, и что на нём можно сыграть под пляску? Ну что?! Ну,
«Цыганочку», а «Цыганочка» редко была принята, что её плясали».
Отсюда и отношение деревенских жителей к баянистам, которые, по их мнению, не могут «создать настроения» на празднике.

Аналогичные представления в местной традиции сформировались и по
отношению к хромке 25х25, занимающей доминирующее положение среди
народного музыкального инструментария во многих регионах России. По
мнению большинства местных жителей, также как и баян, хромка 25х25 не
способна по ряду причин выполнять главную функцию – обеспечивать процесс пляски. «Кирилловские гармошки ценятся больше, чем тульские. И они
[тульские] потяжелее, конечно, играть в них. Хоть они 25х25 – ну как полубаян, большие, а для игры на свадьбе ли чего ли долго играть дак – в ту долго
никак не проиграешь. А в эту играй хоть весь [вечер], хоть того дольше – не
устанёшь. Ни руки не устанут, и она идёт хорошо».

Очень показательно, что гармонь 25х25 практически повсеместно называется «полубаяном», и только хромка с кирилловской раскладкой клавиа-
туры «гармонью». И хотя термин «полубаян», по всей видимости, не является
народным, само его использование четко разграничивает два похожих (на
первый взгляд) инструмента – кирилловскую хромку и хромку 25х25.

Выпускала ли кирилловская фабрика кирилловские хромки?

Примечательно, что кирилловская гармонная фабрика, о которой пойдет
речь ниже, выпускала не столько хромки с кирилловской раскладкой клавиатуры, сколько баяны и хромки 25х25. Бывший главный технолог кирилловской гармонной фабрики А.С. Логинов подтверждает: «Мы её [21х12] не делали почти. Начали выпускать – она не расходилась, вообще у нас не покупали её просто. У нас покупали обычную нашу волокославинскую хромку
25х25».

Это объясняется, на наш взгляд следующими причинами:

  • вследствие того, что хромка 25х25 изготавливалась на различных гармонных фабриках страны (Иваново, Киров, Тула, Ленинград и др.), она получила всеобщее распространение, тогда как хромка с кирилловской раскладкой
    клавиатуры немного «опоздала» завоевать свое место на общероссийском
    рынке.
  • кирилловские хромки фабричного изготовления пользовались гораздо
    меньшим спросом у местного населения, чем инструменты того же типа, сделанные мастером-частником по индивидуальному заказу. Поэтому работа
    фабрики была ориентирована на запросы страны – изготовление хромок 25х25
    и баянов.»
Добавить комментарий