Отрывок из исследования А.Мехнецова «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья», показывающий отношение местных жителей к гармони-хромке и баяну. Очень интересное наблюдение.
Кирилловская хромка против баяна и полубаяна
Гармонь с клавиатурой 25х25, также как и баян – две «итоговые» модели гармоники, распространенные по всей территории России, в исследуемом нами регионе не прижились в традиционной практике. Баян занял свое место в жизни современной деревни только лишь благодаря системе художественной самодеятельности, поскольку гармонь, вследствие ограниченного диатонического звукоряда, явно не устраивала работников сельских учреждений культуры.

Сфера применения баяна ограничена сопровождением песен, тогда как
традиционные наигрыши под пляску практически на нем не звучат. «Баян не
принят был в деревне, и что на нём можно сыграть под пляску? Ну что?! Ну,
«Цыганочку», а «Цыганочка» редко была принята, что её плясали».
Отсюда и отношение деревенских жителей к баянистам, которые, по их мнению, не могут «создать настроения» на празднике.
Аналогичные представления в местной традиции сформировались и по
отношению к хромке 25х25, занимающей доминирующее положение среди
народного музыкального инструментария во многих регионах России. По
мнению большинства местных жителей, также как и баян, хромка 25х25 не
способна по ряду причин выполнять главную функцию – обеспечивать процесс пляски. «Кирилловские гармошки ценятся больше, чем тульские. И они
[тульские] потяжелее, конечно, играть в них. Хоть они 25х25 – ну как полубаян, большие, а для игры на свадьбе ли чего ли долго играть дак – в ту долго
никак не проиграешь. А в эту играй хоть весь [вечер], хоть того дольше – не
устанёшь. Ни руки не устанут, и она идёт хорошо».
Очень показательно, что гармонь 25х25 практически повсеместно называется «полубаяном», и только хромка с кирилловской раскладкой клавиа-
туры «гармонью». И хотя термин «полубаян», по всей видимости, не является
народным, само его использование четко разграничивает два похожих (на
первый взгляд) инструмента – кирилловскую хромку и хромку 25х25.
Выпускала ли кирилловская фабрика кирилловские хромки?
Примечательно, что кирилловская гармонная фабрика, о которой пойдет
речь ниже, выпускала не столько хромки с кирилловской раскладкой клавиатуры, сколько баяны и хромки 25х25. Бывший главный технолог кирилловской гармонной фабрики А.С. Логинов подтверждает: «Мы её [21х12] не делали почти. Начали выпускать – она не расходилась, вообще у нас не покупали её просто. У нас покупали обычную нашу волокославинскую хромку
25х25».
Это объясняется, на наш взгляд следующими причинами:
- вследствие того, что хромка 25х25 изготавливалась на различных гармонных фабриках страны (Иваново, Киров, Тула, Ленинград и др.), она получила всеобщее распространение, тогда как хромка с кирилловской раскладкой
клавиатуры немного «опоздала» завоевать свое место на общероссийском
рынке. - кирилловские хромки фабричного изготовления пользовались гораздо
меньшим спросом у местного населения, чем инструменты того же типа, сделанные мастером-частником по индивидуальному заказу. Поэтому работа
фабрики была ориентирована на запросы страны – изготовление хромок 25х25
и баянов.»