А поеду-ка я в Шую и куплю гармонь большую…

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!
dsc_2318
В этом году ОАО «Шуйская гармонь» отмечает 75-летие

Гармошка — наш самый настоящий национальный инструмент. Раньше без нее не обходилось ни одного праздника. День ли рождения, свадьба ли, проводы в армию — везде звучали задорные яркие переливы.

Да и сейчас на праздники частенько зазывают гармонистов. Стоит только вспомнить, как на прошлогодней майской демонстрации растягивал меха Николай Александрович Медведев, мастер цеха ОАО «Шуйская гармонь», и как веселились люди, слыша задорный голос «шуянки».

А как сейчас живет гармонная фабрика? Нашему корреспонденту удалось побывать там и собственными глазами увидеть, как появляются на свет шуйские гармони.

dsc_2311Как и много лет назад, шуйская гармонь – инструмент эксклюзивный, полностью собранный вручную и хранящий тепло рук мастеров. Возможно, именно поэтому наши гармошки по-прежнему пользуются спросом по всей России – от Камчатки до Калининграда. Конечно, засилье электронной музыки отодвинуло гармошку на второй план, но она продолжает быть любимым русским инструментом. Это подтверждает и тот факт, что ОАО «Шуйская гармонь» не снижает объемов производства.Начнем с того, что в этом году ОАО «Шуйская гармонь» отмечает свое 75-летие. Но сложившаяся ситуация, по словам директора И.В. Нестерова, не позволит отмечать юбилей пышно. Тем не менее предприятие живет и развивается. Разрабатываются новые модели, выпускаются собственные комплектующие. Налажены связи с зарубежными партнерами – Германией и Чехией.

Инструменты изготавливаются как по стандартным моделям, так и на заказ. Большинство заказчиков выходят на предприятие через успешно работающий сайт в Интернете. Именно на «шуянке» играл в свое время знаменитый Геннадий Заволокин. Наши же инструменты поют сейчас в руках Надежды Савельевой, гармониста «Золотой десятки России», известных музыкантов Сергея Борискина, Сергея Шиндина и Алексея Медведева.

ГДЕ РОЖДАЕТСЯ МУЗЫКА?
Деревообрабатывающий участок. В воздухе витает запах теплого дерева. Здесь раскраивают древесину на заготовки для корпуса. На гармошки идут хорошо просушенные пиломатериалы хвойных и лиственных пород (береза) и фанера.Не поверите, но рождение гармошки начинается с невзрачных заготовок – это я поняла во время визита на производство вместе с Андреем Владимировичем Власовым, начальником цеха по производству музыкальных инструментов.dsc_2308

 Все деревянные заготовки делают станочники деревообрабатывающих станков, которые получают точное задание, какие детали нужно сделать, их размеры, количество.

Подготовленные корпуса оклеиваются художественным целлулоидом импортного производства. Это делается на участке оклейки, где работают М.И. Поводкова и Г.Г. Дианова.

Разноцветный целлулоид размягчается в смеси ацетона и воды. Твердый до обработки материал становится податливым, эластичным и легко ложится на корпуса, превращая невзрачные деревяшки в блестящие разноцветные детали с узнаваемыми очертаниями.

Но главные детали гармони — не корпуса, а резонатор с металлической голосовой планкой. В. Степанов и А. Лакеев занимаются сборкой и изготовлением резонаторов как к серийным, так и к заказным музыкальным инструментам. На ОАО «Шуйская гармонь» голосовые планки изготавливают сами. Но если поступает заказ на эксклюзивный инструмент, то используют заказные чешские планки.

Над изготовлением планок трудятся в штамповочном цехе А. Тюрев, С. Бурсиков, Р. Мальцев и Н. Лакисов. Каждая из планок соответствует отдельной ноте, поэтому нужно тщательно следить за соответствием изготавливаемой детали установленному образцу.

ДОСТИЧЬ СОВЕРШЕНСТВА

Когда все планки установлены в резонатор, проводится окончательная настройка, доведение звука до своего тона. Это уже работа О.В. Бондарцевой, которая поправляет звучание инструмента на слух.Изготовленные в штамповочном цехе планки попадают в сборочный цех музыкальных инструментов. Там, чтобы настроить голос планки в ноту, используют специальный инструмент ППН (прибор для предварительной настройки) и, конечно же, слух настройщика. За правильное звучание планок на предприятии отвечают настройщицы Е.В. Руденко и Л.В. Шелухина.dsc_2306

Вообще в процессе производства инструмент настраивают три раза. Но третья, окончательная настройка, т.е доводка, происходит в собранном корпусе инструмента – эту работу выполняет С.А. Климов.

«ЛЕГКИЕ» ГАРМОНИ

Меха гармони делаются из плотного картона, облицованного ярким и красивым ситцем, и тонких деревянных планок. В мехах очень много мелких деталей, все они вырезаются и клеятся вручную. После проклейки меха должны находиться под прессом, чтобы размокшие от клея детали не потеряли форму. Занимаются этой кропотливой работой Н. Васильева и Н. Жемчужникова.

В ПОЛНОМ СБОРЕ

Ну, а потом все детали и заготовки попадают в руки сборщиков В. Масленникова и В. Уткина. Они-то и придают инструменту привычный вид и звук. Правда, пока не особо праздничный. Ситчик на мехах, конечно, яркий, но все равно чего-то не хватает…

Историческая справка:

Производство гармоней в России возникло в 30-х годах XIX в. в Туле. Оно было представлено преимущественно мелкими кустарными мастерскими, с преобладанием главным образом ручного труда. В ряде случаев голосовые планки (основные узлы звукообразования) закупались за границей.

В 1914 г. в России было реализовано около 293 тыс. гармоней (не считая детских).

В 1914 – 1920 гг. производство язычковых инструментов прекратилось. Организация промышленности музыкальных инструментов как отрасли народного хозяйства, и в частности, язычковых инструментов, началась в России после Великой Октябрьской социалистической революции.

Первые фабрики по выпуску гармоней в СССР начали функционировать в 1925 г. В 1934 г. в СССР было выпущено около 170 тыс. гармоней различных типов (не считая детских).

НАВОДИМ «МАРАФЕТ»

Все, кто видел шуйскую «Барыню» или «Кадриль», знают, что на обтянутых целлулоидом корпусах инструментов красуется палехская роспись. Украшают гармошки художники О.А. Сокова и Л.А. Белова. И если на серийных гармонях и баянах рисунок предопределен заранее, то над заказными приходится еще поломать голову.

— Что мы только ни рисовали на инструментах, – рассказывают художницы. – Был даже заказ с изображением Кремля!

Кремль — это для взрослых. А для малышей делают гармошки и баяны с изображением белочек, зайчиков, цветочков… Представляете, как радуются дети?

Следует сказать, что помимо настоящих гармоней на предприятии делают сувенирные, маленькие совсем гармошки: на полку поставить и любоваться. Их роспись также отличается большой оригинальностью и разнообразием.

И НАПОСЛЕДОК

Когда инструмент собран, склеен, доведен до «товарного вида», за дело берется В. Шаров. Он проверяет качество гармоней и баянов. Казалось бы, чего тут сложного? Сиди весь день, на гармошке играй. Но нужно еще иметь абсолютный слух, слышать звучание инструмента и улавливать малейшие отклонения от нормы.

— Вячеслав Геннадьевич, а дома гармошка есть? – спрашиваю.

— Нет, – смеется, – на работе хватает.

А руководят всем этим сложным и кропотливым процессом, а также отправкой готовых музыкальных иструментов Н.В. Рубцова и Г.Ю. Филаретова.

Вот так и живет ОАО «Шуйская гармонь». Делает от 80 до 100 инструментов в месяц, качественно и, как всегда, вручную. Живут, и не собираются пасовать перед натиском кризиса: чтобы улучшить экономическую ситуацию, открыли еще и дополнительный цех. Там производят мебель для детских садов и школ.

Но это — уже совсем другая история. Героиня этой публикации – шуйская гармошка. Знаменитая, звонкоголосая, переливистая.

И, конечно, люди, беззаветно преданные своему делу, профессионалы. Мастерство их уникально и неповторимо, а каждый из них по праву считается «золотым фондом» коллектива. И то, что руководству предприятия, несмотря ни на какие трудности, удалось сохранить «костяк» опытных мастеров, не растерять специалистов этого уникального народного промысла, безусловно, одна из самых главных его заслуг.

Елена БОЧКАРЕВА.

Фото Александра КУЛЬКОВ
Источник

Добавить комментарий