Небольшая заметка в связи с некоторыми неточностями определений по поводу кирилловской гармони, блуждающими по интернету… Но прежде, чтобы было понятнее, предлагаю почитать, что, собственно, представляет из себя кирилловская гармонь конструктивно и по устройству левой клавиатуры. Ну а как мастера работали над звучанием этих гармоней и насколько трепетно относились к этой работе, читайте здесь
Почему не всякая гармонь из Кириллова является «кирилловской»(на примере саратовской гармони)
Уже не первый раз сталкиваюсь с суждениями, что все гармони, произведённые в Кирилловском райне Вологодской области артелью «Северный кустарь», либо простыми кустарями, следует называть «кирилловскими» … Друзья! Тогда предлагаю ВСЕ гармони, произведённые в Саратове называть «саратовскими»! Представляете, размещаю я объявление: «Продаю саратовскую гармошку. Недорого.». Бац, а на фото-хромка 25х25! «Но это же не саратовская гармошка!», скажете вы. А я отвечу: «Как не саратовская? Она же сделана в Саратове известным саратовским мастером!». Ну, вы меня поняли, надеюсь.
Дело в том, что в случае кирилловской гармони(как и саратовской), её название определяется не местом изготовления, как в случае с гармонями Шуйскими и Тульскими, а конструктивными особенностями.
Исторически сложилось, что кирилловской гармонью-хромкой называли гармонь с 21-ой клавишей в правой клавиатуре(иногда и меньше)с одним полутоном вверху(соль-диез) и (главное!) с 12-ю клавишами в левой клавиатуре,причём,мажорный и минорный ряды басов-аккордов расположены были буквой «Г» друг относительно друга(подробнее-здесь). Поэтому совершенно неважно, где произведена данная гармонь, если эти конструктивные особенности сохранены(это касается и саратовской гармони).
Производилась ли кирилловская гармонь серийно?
По словам Алексея Мехнецова(признанного специалиста в области кирилловской гармони) эти гармони почти не производились серийно. Всем интересующимся предлагаю к ознакомлению исследовательскую работу Алексея Мехнецова «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья«. Кроме, как в этой книге,вы больше нигде не узнаете более компетентной и более подробной информации на эту тему.
Исходя из всего вышесказанного, считаю неправильным обезличивать название «кирилловская гармонь» и применять его без уточнений к стандартным хромкам, пусть и произведённым в Кирилловском районе. Ну, это моё мнение… Но я на нём настаиваю.
Сергей Акимов
Целиком и полностью поддерживаю это мнение, изложенное очень толково и вполне обоснованно. А то получается как в анекдоте, где баян назвали выборным из-за того, что, дескать, при покупке его тщательно выбирали Долой путаницу! Кирилловская гармонь и гармонь, изготовленная на Вологодчине в Кирилловском районе, это не одно и то же (хотя может, разумеется, и совпасть). Молодец, Сергей!