Моя шестая гармонь

Всем привет! Те, кто следит за моим гармонным творчеством, наверное помнят, что четыре года назад я начал делать новую гармонь… Так вот, эта статья НЕ о ней. Та гармонь, даже ещё не будучи изготовленной, уже имеет трудную судьбу. В позапрошлом году я забрёл с ней в очередной тупик(так и не определился с конструкцией правого полукорпуса и механики) и отложил её до лучших времён. А сегодня-о другой гармони.

Задумал я сделать себе новый инструмент. Чуть компактнее, чуть легче моей пятой гармони и с чуть доработанным дизайном(были замечания от моих коллег по ремеслу насчёт правого полукорпуса). И заодно проверить некоторые конструктивные моменты. Итак, вот она, моя шестая гармонь.

Характеристики и особенности:

  • тональность «до», голоса кусковые, набранные отовсюду и доработанные, насколько это возможно; вообще, с учётом объёма работ по их доработке, я, как и некоторые мои коллеги, всё больше склоняюсь к тому, что сделать с нуля цельные планки, имея весь необходимый инструмент, пожалуй, будет немногим сложнее)
  • корпус-из фанеры, отделка-шпон бука и масло для столешниц; инкрустацию пока не стал делать, лень(да и надо ли?); полкорпуса-«разрезные», каждый из двух половинок, соединяющихся винтами
  • правая часть-двухголосая, в октаву(средний голос+голос на октаву ниже)
  • левая-практически такая же, что и в моей пятой гармони(двухголосый бас и одноголосый аккорд) с упрощённой не заёмной механикой, разница лишь в том, что валики на этот раз я просто уложил в ложе, а не стал делать для них колодки(получилось, конечно, чуть шумнее). Ну и способ «сцепления» пружины с клапаном пришлось менять «на ходу», так как, в первом варианте они жутко скрипели(на фото ниже будут первый и второй)
  • правая механика с вынесенными на деку клапанами второго ряда; сильной необходимости в этом не было, вполне можно было сделать также, как и первый ряд, но я решил чуть заморочиться
  • мех-увеличенный, с парой дополнительных борин. Это потому, что для экономии места я сделал ширину борин 25 мм, против традиционных для меня 30 мм. Мех, кстати, только со второго раза сделал(и то не могу сказать, что доволен им на сто процентов), первый выбросил после вклеивания ромбиков в углы, потому что… да какая разница? Накосячил и всё.

Ещё момент, который стоит упомянуть: гармонь на 90 процентов склеена на готовый мездровый клей Titebond

Вообще, гармонь могла зазвучать на месяц раньше, но первый вариант её(с двумя голосами в одной октаве) получился до противного писклявым. Поэтому почти месяц был потрачен на переделку голосовой части(в свободное время).

В целом, ничего выдающегося, обычная гармонь. Разве что, очень компактная. Шутка ли, 14 см от задней до передней(внешней) поверхности корпуса… По высоте-те же 30см. Звучание оценивайте сами(там есть, над чем поработать).

В ходе работы над ней понял одну главную вещь: для компактных гармоней стандартные кусковые голоса плоховато подходят, так как, жрут слишком много воздуха. Нужны планки с маленькими, специально рассчитанными голосами(и лучше-цельные, конечно же). Подозреваю, что с такими и звук получился бы нежнее.

Ну и… Всё?… А что ещё добавить? Видео-вверху. Фото-внизу. Ещё ниже-комментарии, где можно спросить всё, что душе угодно.
П.С. На многих фотографиях текстура бука вообще не видна… Но она там есть(зуб даю!).

В профиль в сравнении с моей пятой гармонью(на два сантиметра у́же). Шестая кажется чуть выше, но это всего лишь оптический эффект-они обе имеют высоту 30см.

В профиль.

Окончательный вариант голосовой части(два голоса в разных октавах). В видео вы можете увидеть более ранний вариант, с двумя голосами в одной октаве, отвергнутый впоследствии.

Первый вариант левой механики
Второй вариант(изменено место воздействия пружины на клапан)

Комментарии: 13
  1. Лариса

    А вес Малышки?))))»в граммах» (ц) ;-)

  2. Сергей Акимов (автор)

    Лариса, вес 4400г.

  3. Владимир

    Гармошечка маленькая, но труд огромадный. Все продумано и сделано, что называется — комар носом не подточит. Голос у гармони не громкий, но очень выразительный, хоть и всего два голоса. Интересно узнать сочетание голосов.

    1. Сергей Акимов (автор)

      Владимир, сочетание голосов-строевой+на октаву ниже, звук «до» первой октавы состоит из С3 и С4 по тюнеру.

      1. Владимир

        Сергей, Значение частоты «в ноль», без разлива?

    2. Сергей Акимов (автор)

      Владимир, низкий голос-в ноль, высокий-чуть завышен. Так что,розлив есть.

      1. Владимир

        Принято, благодарю.

  4. Лариса

    Гармонь прекрасна, Сергей! Не надо ей никаких украшений! Мой любимый цвет и размер!! :oops:

    1. Сергей Акимов (автор)

      Лариса, я всё же думаю, что какой-нибудь скромный узорчик хотя бы на правом полукорпусе не помешал бы…

      1. Лариса

        хмм…а если не что-то цветочное, а как- бы «марка»? ваша фишка или знак?

  5. Лариса

    Я не о штампе с вашими инициалами, а как-бы какой- то знаковый силуэт, образ?

    1. Сергей Акимов (автор)

      Да,я понимаю. Я и не настаиваю именно на цветочках. Всё,что угодно,лишь бы гармонично смотрелось.

      1. Лариса

        маленькая цветущая березовая веточка…с серёжками)))

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: