Для начала хочу сказать, что эти правила-для начинающих, и я их никому не навязываю и не заставляю их безукоризненно исполнять, но, прежде чем игнорировать их, помните: они основаны на моем личном опыте самостоятельного обучения игре на гармони и помогут вам избежать многих проблем и закрепления неправильных навыков (переучиваться потом, ох, как тяжело! Знаю по себе…).
А начинал я, не имея в своем распоряжении ни самоучителей(они появились у меня гораздо позже), ни наставников. Только дедушка-гармонист помог мне немного. Почему немного? Потому что живет он далеко и видимся мы не часто. Но, именно благодаря ему, еще до появления у меня осознанного интереса к этому замечательному инструменту, я получил некоторые базовые навыки для дальнейшего обучения игре на гармони (такие, как соединение левой и правой рук и ведение меха). Поэтому я и решил написать правила для начинающих гармонистов,призванные несколько облегчить им задачу.
Я не считаю этот список совершенно законченным и абсолютно верным, но вы можете что-то добавить от себя в комментариях и я внесу эти изменения в статью, если посчитаю их полезными.
Итак, приступим.
Использовать минимум по четыре пальца в каждой руке при игре
С самого начала обучения учиться использовать, как минимум,4 пальца в правой руке и 3 пальца(но лучше,всё-таки, применять сразу 4) — в левой, если вы не хотите,чтобы ваша игра на басах была, всего лишь, монотонным чередованием «бас-аккорд». Перебор на одних басах, без аккордов, вы вряд ли сможете исполнить, если будете играть в левой клавиатуре только двумя пальцами-не хватит растяжки. Кто-то может сказать, » а мне этот выпендрёж и не нужен», но, поверьте, это только сейчас вам так кажется, а потом ваши требования к своему уровню исполнительского мастерства, как гармониста, непременно вырастут, а нужных технических навыков, увы, не будет…
Правильная «смена меха»
Смену направления движения меха производить в паузах между звуками. Не менять направление во время звучания одного звука. Здесь нужна небольшая оговорка: в традиционной игре довольно часто применяется прием, когда два одинаковых звука, звучащие подряд, извлекаются путем смены направления движения меха на одном, длинном звуке. Но делается это осознанно, а не в результате ошибки. Ещё одно правило: не растягивать и не сжимать меха до упора во время игры на гармони.Это приведет к ненужным паузам и задержкам в крайних положениях.
Аккорд короче баса
При игре левой рукой, в паре «бас-аккорд» аккорд в большинстве случаев должен звучать короче баса(по длительности): при игре в быстром темпе палец как бы отскакивает от кнопки, едва нажав её.
Не нажимать одним пальцем две кнопки подряд
Ещё только начиная обучение игре на гармони крайне желательно приучить себя НЕ нажимать две кнопки подряд одним и тем же пальцем. Это допустимо только в случаях, когда невозможно этого избежать.
Записывайте свою игру на аудио и видео
Если нет наставника,который мог бы контролировать ход обучения, советую делать аудио или видеозаписи своей игры и просматривать(прослушивать) их: со стороны все ошибки видны гораздо лучше и у вас сложится более точное представление о своем уровне, как начинающего гармониста, и о том,что вам нужно изменить и улучшить. Многие начинающие гармонисты испытывают сильное разочарование,впервые увидев и услышав себя со стороны. Это нормально. И это должно стать для вас толчком для дальнейшего совершенствования, а не поводом сложить руки и забросить обучение. Я, например, был в шоке, когда, записав себя на видео, увидел совершенно неконтролируемую мимику: моё лицо, словно свело судорогой и рот дёргался из стороны в сторону. Но, со временем, это почти полностью прошло без всяких усилий с моей стороны (но лучше знать об этом заранее).
Лучше медленно,но уверенно
Не суетиться и не пытаться прыгнуть выше головы: разучивать мелодии сначала в очень медленном темпе. А когда будете уверенно играть их, прибавляйте скорость. Лучше сыграть медленно, но уверено,чем торопиться, постоянно сбиваться и промахиваться мимо клавиш.
Не утомлять себя игрой на гармони
Не переутомлять себя занятиями. Если чувствуешь,что устал и ничего не получается-сделай перерыв(может даже несколько дней), пока снова не появится желание заниматься. По своему опыту знаю, что после некоторого перерыва в игре на гармони, то, что раньше не получалось, играется гораздо увереннее. Хотя есть и обратные утверждения, но это, скорее, касается людей преклонного возраста, которые имеют некоторые проблемы с подвижностью суставов.
Нет волшебного секрета
Не надеяться, что существует какое-либо правило или секрет, которое позволит разом решить все проблемы в обучении игре на гармони и за пару дней научиться шикарно играть. Главное правило-упорство и трудолюбие. Чем больше занимаешься, тем больше отдача.
Слушать и изучать игру других гармонистов
Развивать слух: подбирать любимые мелодии, как можно больше слушать других гармонистов(хоть в записи, хоть вживую,при возможности) и изучать их игру, понимать саму суть, а не пытаться скопировать чужую игру «нота в ноту».
Будьте гармонистом
И последнее. Будьте ГАРМОНИСТОМ, а не просто музыкантом с гармонью в руках, любите и играйте музыку, характерную именно для гармони, а не ту, которая и так слышится на каждом углу и из каждой проезжающей машины. Я бы, всё-таки, настоял на этом пункте.
Искренне желаю всем успехов в обучении игре на гармони!
P.S. Всё, сказанное выше, касается, в основном, гармони-хромки, хотя применимо, наверное, и для других разновидностей гармони.
Сергей Акимов
Фото: Елена Васильева
спасибо за советы я их обязательно учту. последнее правило грамотное!!!
Спасибо огромное за советы!Все очень правильно написано и действительно помогает!
Владимир 26 05 16г. Спасибо за советы.Сложнее с левой клавиатурой в четыре пальца.
Спасибо. Про бас правильно. Помогло. Хотя мне 60, но я учусь играть на инструменте. Нравится очень! Само звучание гармони…
Пытаюсь научиться по вашим самоучителям, гармонь слышишь и жить хочется…сегодня первый день, сразу приучаю свои руки, все как вы описали.спасибо надеюсь ваши труды мне помогут
Добрый ВЫ человек огромное ВАМ спасибо вот и я узнал для себя много нового из Ваших советов
Я — рофессиональный баянист и гармонист, более 30 лет учу детей в ДМШ. Основной инструмент баян, второй инструмент гармонь. Участвовал и сам и с учениками в телепередаче «Играй, гармонь» Как правило, дети , закончившие у меня 7-ми летний курс обучения, прилично владеют и баяном и гармонью. При условии, что они учились, а не валяли дурака, бывают и такие. Даже получая проф. образование как баянисты, они гармонь не забывают. Это я не для хвастовства, а просто хочу дать совет профессионала, поэтому чуть о себе и написал. В одном согласен с автором — на гармони нужно играть гармонную музыку, а не баянные обработки. Хотя это и трудно, т.к. утеряна связь поколений среди гармонистов, мало осталось тех, кто умеет играть именно эту музыку, а не шлягеры и попсу. Хотя хорошо сыгранный шлягер только поднимет авторитет этого инструмента. Мой совет. Решили учиться на гармони — обратитесь к хорошему, грамотному баянисту — преподавателю, а ещё лучше — к проф. гармонисту, хотя найти его труднее , чем баяниста. Постановка рук, посадка, постановка инструмента, владение мехом, звуком — всем этим Вам поможет овладеть профессиональный баянист — педагог, а заодно и муз. грамоту освоите. Ведь не всё можно подобрать по слуху. А ноты — это записанная на бумагу музыка! Кстати, вышел в печать мой сборник пьес для гармони, могу выслать налож платежом. Пишите:maestro.fortissimo@gmail.com
Для начинающих гармонистов рекомендую уроки Константина Ивакина, это просто. Если понравилась песня, то пойте его много много раз, слушайте как другие поют и выбирайте ту которая вам идет, хорошо запомните текст. пойте самозабвенно. Затем подберите ее на левой клавише до автоматизма, затем синхронно аккордами на правой и соедините обе клавиатуру до идеала, затем по аккордам справа начинай те потихоньку по одинарной, двойной, тройной кнопке, по змейке по Ивакину подбирать музыку здесь очень хорошо звучат военные фронтовые песни и даже советская эстрада, акккордами, его надо тихо играть, хорошо получаетя Высоцкий, рок- Цой здесь главное текст и поэзия. Самое главное надо любить гармонь и играть на людях и не стесняться своих ошибок, гармонь она и гармонь, она настолько гармонична, что будет незаметна ошибка когда играешь аккордами, двойными, тройными, четверными, пятерными кнопками и тогда появиться твоя харизма, собственная манера исполнения, а не клон и играй те с душой и тогда друзья, зрители с восторгом будут слушать вас и русская гармонь не будет валяться в чулане
ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!!!! За ТАКИЕ НУЖНЫЕ СЛОВА!!!!
все правильно…мне помогло! добавлю от себя еще -1.обязательно играйте гаммы отдельно на каждую руку ежедневно…потом обеими руками…если хотите иметь дальнейшее развитие…то просто гаммы усложняются — терции.. кварты …схдящиеся и рас…я и т.д. или встанете…2. обязательно практикуйте кроме камеры ..выступления перед кем то …домашние ..соседи и т.д. это поможет в дальнейшем с психологическим ступором! 3. гармонь должна нравиться и тянуть ….4. играйте не токо репертуар..но и то тчо душа просит — это дополнительный стимул к обучению…5.желательно начинать репетицию с обучения новому…а потом — повторение….так легче усваивается…и еще много чего..потом добавлю!
Одно из ВАЖных — если хотите чтоб пальчики порхали …как бабочки а не ползали как крабы….правильное положение локтя -оттопыреный и без сгиба кистевого сустава….потом не исправить…посмотрите в ютубе -кто как локоть держит и кисть- академическое образование и дворовое….см. самоучитель по баяну…аккордеону!
следующее….как Сергей и говорил…пальцы левой руки в работу сразу….все! пр. частухи-нижние кнопы палец 54..мизинец безымянный..фа -бас -аккорд! до- палец 3-4..и соль 32-указ. средн….. при этом — нижним пальцем цепляем ба с с оседнего ряду… фа с ре до с ля и соль с ми….так учат и в нашем кульке…. сразу на гармони и баяне! смысл- через полгода будете уже на уровне….а если переучиваться потом ..то и полжизни не хватит на исправление ошибок… лучше сразу все делать правильно…видео приложу…позже…да ! главное слуха не имею но уже играю….а ведь года не прошло…продолжение будет…
Очень хочу научиться играть на гармони, только нотной грамотой не владею. Очень люблю гармонь.
Елене: нет ничего проще, чем нотная грамота
подскажите, пожалуйста, на третьем ряду слева какими пальцами управляться. я, максимум, на что способен — это зажать «ля» третьим, а «соль» вторым, а дальше, как блоха…., только вторым. стыдно до не возможности, но как правильно — не знаю. сам я слепой и подсмотреть, как играют другие не могу. распишите, пожалуйста, какую кнопку каким пальцем нажимать и как переходить дальше. т. к. палцев всего, к сожалению, четыре, а кнопок чутка по более будет!
Василий,лично у меня нет рецепта… В третьем ряду расположены те же самые басы,что в других двух рядах и они являются дополнительными. В принципе,вполне можно обходиться и без них,если не требуется исполнить сложную мелодию на одних басах. Могу посоветовать просто поподбирать различные простые мелодии на слух на одних басах,чтобы понять закономерность…
Доброго времени!
Большое желание научиться играть. Люблю народные песни, особенно казачьи. В школьные годы закончила музыкальную школу по классу ф-но. С самообучением проблем быть не должно, желание великое.
Очень глупый, наверное, вопрос. Но все же. Что нужно купить — гармонь или баян? Новую или необязательно? На что обратить внимание?
Спасибо заранее за ответы!
Виктория, вопрос выбора разновидности инструмента совсем не глупый, а очень даже хороший и правильный. На мой взгляд для аккомпанирования пению баян подходит лучше. Дело в том, что он является гармоникой, имеющей хроматический звукоряд и так же, как и фортепиано позволяет играть аккомпанемент в абсолютно любой тональности. Гармонь же, хоть и называется «хромка», инструмент диатонический и в выборе тональностей поэтому страшно ограничен. Обычно для исполнения аккомпанемента к различным песням гармонистам приходится иметь в своём арсенале несколько инструментов разного строя. И даже это всё равно не снимает всех репертуарных ограничений. Далеко не любую песню можно спеть без искажений под аккомпанемент гармони. Наконец, большинство гармоней обладает слишком громким и резким звучанием и их элементарно тяжело «перекричать». Гармонь — прекрасный инструмент, но её основная стихия — плясовые и частушечные наигрыши, а для пения баян во всех отношениях гораздо удобнее и практичней. И литературой, как для самостоятельного обучения, так и нотной баян несравнимо богаче, а для вас, имеющей музыкальное образование, это немаловажно.
Однако всё вышесказанное не приговор, а всего лишь моё скромное мнение по данному вопросу. Выбор безусловно за вами.
Спасибо очень хорошие советы и подсказки.
Сергей как Вы думаете могу ли я научиться играть не имея слуха, я сильно хотел научиться и приложил огромную массу сил (по лондонову) но все впустую С психу отдал обе гармоники.. 10 лет прошло сейчас опять хочется стоит ли разочаровывься?
юра,я затрудняюсь ответить… А почему вы уверены,что у вас нет слуха? Как вы это поняли? Как вариант: раз нет слуха,но очень хочется,играйте по нотам.
В школе поигрывал на гитаре,бас гитаре в школьном виа…В 53 что то случилось и потянуло к гармони,баян великоват(кнопок сильно много,тяжел,да и годы подошли страшновато начинать)а гармошечка 4,5 кг.в сумку влазит(на работу,дачу таскать удобно),учусь три месяца(Костя Иванин,дядька казак,Иван Киселев,ну и многие другие интернет учителя) спасибище вам,полдня без гаомони и все,чувствую «творческий голод»,домашние привыкли,да и что то немного выходит(10 примерно песен я наигрываю),да с ошибками,корявенько,не копируя педагогов а перенимая приемы и фишки.Спасибо вам МАСТЕРА!!!Те кто решил научится,не думайте о возрасте,отсутствии слуха незнании нот и прочих сомнениях,берите инструмент и вас захватит мир дивных звуков 1000%!!!
Благо дарю всех учителей кто выкладывает видеообучение на ю тубе Ивана Киселева особенно.Советы грамотные! Сам новичок 52 г.
С раннего детства мечтаю научится играть на гармони,очень хорошо играл отец,жалею,что не научилась раньше,но не отчаиваюсь,всеравно как бы не было трудно буду учится ,проблема в приобретении гармони.
Играть ежедневно. Взяла несколько песен сразу, 1-2 основные. Сразу двумя руками. 2 мес было сложно. Потом стало получаться. У меня скачка и. Больше смотрю на ноты, запоминаю потихоньку. Смотрю видео, подбираю. Ноты стала учить, медленно. Гаммы играю. Глаза закрываю, так лучше слышно, в хоре так делали. Пою. Пока медленные и быстрая шамиль.
Гармонь старая, свистит. Привыкла. Она самодельная. Пока так. Незабываемое ощущение—единение с инструментом. Сажусь в любом настроении, состоянии, через некоторое время становится легче. Слух улучшается постепенно. Пробую сходу новое сыграть. Получается 1 строчка, хорошо уже. Смотрю в готовых нотах, какой ноте правой руки соответствует бас аккорд левой. Ноты ищу в инете.
Гармонь старая, свистит. Привыкла. Она самодельная. Пока так. Незабываемое ощущение—единение с инструментом. Сажусь в любом настроении, состоянии, через некоторое время становится легче. Слух улучшается постепенно. Пробую сходу новое сыграть. Получается 1 строчка, хорошо уже. Смотрю в готовых нотах, какой ноте правой руки соответствует бас аккорд левой. Ноты ищу в инете.
И снова привет всем! пошел второй год. Стараюсь ежедневно. Только недавно стало получаться вести непрерывную мелодию. Изучаю 10-12 песен. Есть основа-несколько песен, которые играю постоянно, есть те, которые чередую, потому что мало времени. Подарили аккордеон. Надо изучать ноты, но благодаря гармони могу подобрать песни двумя руками, только бас простой, на одном ряду. Пока отставила аккордеон. Лето, некогда. Не поверите — поняла, что самый многогранный — это баян. Всегда к нему относилась равнодушно. Подумываю уже …Время…его почти нет. Мешает работа. Через год занятий активно начала практиковать сходу подбирать мелодии. Уже писала, сначала 1 строка, две. Сейчас могу за два дня подобрать что-то или все, но с недоработками. Не все мелодии, конечно. Пальцы сами начинаю нажимать туда, куда надо. Но я не имею абсолютный слух. Иногда пишут надо минимум по 2- минут играть. МАЛО! Минимум 40-60 минут. Давно садилась с ребенком за пианино. играла по 3 часа, летом была в отпуске. Вот тогда быстрее дело идет. Иногда по 5 часов. Жаль, бросила.
по 20 минут
Песни: Сулико, Шамиль, Ойся, ты ойся, Виновата ли я, О героях былых времен, Несе Галя воду, У деревни Крюково, Иволга, Одинокая ветка сирени, Над окошком месяц, Гляжу в озера синие, Куплеты Курочкина, Снова замерло все до рассвета, В лесу родилась елочка, Плот. Подобрала: Я ухожу, Месяц спрятался за рощу, Ойся, Тбилисо (не до конца). Из перечисленного что легче: Сулико, Иволга, Ветка сирени, Несе Галя воду, виновата ли я, Гляжу в озера синие. Сложное — О героях былых времен. Не до конца ритм поняла, бой не очень получается. Начала первой изучать, очень уж люблю эту песню. Петь мне сложновато — гармонь для мужского голоса, высоковато, у меня альт. Но пытаюсь. Чтобы не теряться: представлять, что на людях играю, пусть неожиданно кто-то войдет в комнату, думать о чем-либо.
Очень правильные подсказки для игры на гармони. Если есть слух, играть на порядок легче. Я сам самоучка и играю иногда каждый день по два часа, самое главное, чтобы было желание и время.