Гармонный мастер Синицкий Н.З.

Николай Зиновьевич Синицкий – изобретатель первой в России хроматической гармоники(не знаю, почему авторы этого очерка забыли про Белобородова и Чулкова, создавших свою хроматическую гармонику ещё в 1870-х годах-прим.С.Акимова), создатель баяна «системы Синицкого», обладатель нескольких авторских свидетельств и патентов на устройства гармоник. Многое из его биографии оставалось мало кому известным до сих пор, но сегодня завеса тайн над его жизнью и творчеством приоткроется. Читайте о том, как уроженец из нашей глубинки выбрался в крупный город, основал там компанию, которая стала Придворным поставщиком Великого Князя Владимира Александровича Романова, запатентовал свое изобретение в Англии и оказался связан с баяном,признанным лучшим в мире.

  Николай Зиновьевич Синицкий родился в 1873 году в крестьянской семье в деревне Васьковская Семёновской волости Вельского уезда Вологодской губернии. Там он окончил два класса Семёновского министерского училища.
  В 1880 году его родители Зиновий Исаевич и Мария Тарасовна, вместе со своими детьми, уехали на заработки в Санкт-Петербург. Поскольку Зиновий Исаевич имел хорошие навыки в столярном и слесарном ремесле, то в столице Российской Империи он устроился работать в гармонные мастерские известного санкт-петербургского купца 2-й гильдии Андрея Емельяновича Кулакова.

  Ещё в детские годы Николай Зиновьевич перенял от своего отца навыки в гармоничном ремесле и вскоре сам устроился работать учеником, а затем подмастерьем в мастерские Торгового Дома «А.Е. Кулаков». Уже к 1890 году он в совершенстве овладел знаниями гармоничного дела и прошёл аттестацию в Санкт-Петербургской ремесленной управе на звание «мастера гармонного ремесла».

  С этого времени Николай Зиновьевич начал самостоятельно заниматься изготовлением гармоник как по индивидуальным заказам, так и на продажу. При этом он не только воспроизводил известные образцы этих музыкальных инструментов, но и постоянно совершенствовал их. Он, в частности, в числе первых разработал двух- и трёхрядную гармонику «Реформа», которая быстро стала популярной в народе. Помимо изготовления гармоник, Николай Зиновьевич занимался выпуском школ-самоучителей для игры на них, издавал сборники пьес и давал частные уроки желающим обучиться игре на гармонике. Клиентов искал через объявления в столичной прессе и по рекомендациям учеников.
  Примерно в 1895 году Н.З. Синицкий вступил в брак. О его жене, к сожалению, мы мало что знаем. Известно, что в семье у них было как минимум шесть дочерей, в их числе две пары близнецов, и прожили они вместе вплоть до 1919 года.

  В 1898 году Н.З. Синицкий создал свой первый комплект оркестровых гармоник различной тональности для одновременной игры группы музыкантов. Такое использование гармоник было новизной. Вскоре в Санкт-Петербурге появляются первые ансамбли и оркестры гармонистов. Например, знаменитый оркестр «Баян» под управлением широко известного музыканта Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко.

К 1899 году Николай Зиновьевич имел собственные гармОничные мастерские на улице Разъезжая, где под его руководством работало пять подмастерьев, выпускалось гармоник на сумму до трёх тысяч рублей ежегодно, по тем временам сумму не малую.

Как только гармонное дело наладилось и стало приносить стабильную прибыль, Н.З. Синицкий занялся благотворительностью. Так, в июне 1903 года Высочайшим повелением он был утверждён Почётным старшиной при Санкт-Петербургском Совете детских приютов. Владелец такого звания был обязан ежегодно вносить на содержание одного из приютов денежное пожертвование в сумме 100–200 рублей. За это он получал право носить специально учреждённый знак и мундир заведений Ведомства Императрицы Марии, а через 10 лет пребывания в этой должности получал звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга. С 1905 года Н.З. Синицкий становится членом ещё одной благотворительной организации – «Общества вспомоществования уроженцам города Углича и уезда его в Санкт-Петербурге». Кроме того, он регулярно жертвовал деньги в пользу Русской Православной Церкви, а в 1914–1917 годах на собственные средства построил на своей малой родине рядом с деревней Васьковской, в Слудке, деревянный храм во имя Николая Чудотворца.

В 1905 году Николай Зиновьевич совместно с мастерами Иваном Васильевичем Винокуровым и Иваном Абрамовичем Зюзиным учредили Торгово-фабричное товарищество «Винокуров, Зюзин и Синицкий», занимавшееся производством и реализацией различных музыкальных инструментов и принадлежностей к ним. Главный магазин и склад этой фирмы разместились в Петербурге на улице Садовая, 29.

Товарищество быстро стало поставщиком инструментов для гвардейских частей Санкт-Петербургского военного округа. Поставляло инструменты и в знаменитый Великорусский оркестр Василия Васильевича Андреева. В 1908 году за высокое качество музыкальных инструментов Товарищество «Винокуров, Зюзин и Синицкий» получило высокое звание Придворного поставщика Великого Князя Владимира Александровича Романова, что было весьма престижно и стоило немалых трудов.

Товарищество имело многочисленные золотые и серебряные медали, полученные за участие в проходивших в России и за границей художественно-промышленных и ремесленных выставках. Такие мероприятия, как правило, проводились под покровительством Императорской фамилии, и Августейшие особы непременно посещали их с визитами, осматривали экспозиции, отмечали экспонентов.

В том же 1908 году Товарищество «Винокуров, Зюзин и Синицкий» стало поставщиком балалаек и домр для оркестра при Дворе Персидского шаха. Для закупки музыкальных инструментов из Персии в Россию приезжал специальный посланник шаха – хан Гулям-Риза.

В апреле 1909 года один из компаньонов фирмы, Иван Абрамович Зюзин, вышел из состава учредителей, Товарищество стало носить название «Винокуров и Синицкий».

 

Особое внимание новая фирма уделяла «граммофонному делу». Эти музыкальные инструменты год от года набирали популярность, пластинки к ним имели весьма широкий спрос, и Товарищество как крупный оптовик имело выгодные контракты с производителями и реализовывало свою продукцию по ценам существенно ниже цен конкурентов. В июне 1911 года журнал «Граммофонный мир» писал: «Эта фирма стала замечательно выделяться на петербургском рынке… благодаря системе удачно рекламировать и довольствоваться крайне ограниченным процентом заработка. Оборот, этот самый могущественный двигатель торговли, значительно помог господам Винокурову и Синицкому, и в данный момент дело их солидно и прочно. По розничной торговле фирма, пожалуй, бьёт в Петербурге рекорд, продавая в хороший день до 500 пластинок… Дела её всё расширяются, обороты увеличиваются и, без сомнения, имена господ Винокурова и Синицкого на скрижалях граммофонной истории записаны будут далеко не последними».

Николай Зиновьевич, будучи отличным музыкантом и виртуозом игры на гармонике, имел музыкальные произведения собственного сочинения. В 1911 году на пластинках германской фирмы «Стелла-Рекорд» был записан его вальс в исполнении оркестра. «Вальс Синицкого» имел у публики громадный успех и представлял собой в музыкальном отношении «редкое исключение в смысле красоты и оригинальности мелодии».

К 1914 году Товарищество «Винокуров и Синицкий» владело в Санкт-Петербурге пятью музыкальными магазинами и собственной фабрикой, вело обширную торговлю с Европейскими странами. Ассортимент этой одной из крупнейших музыкальных фирм России был весьма велик: всевозможные струнные и духовые инструменты, гармоники и баяны, граммофоны, пластинки и многое другое – всего около 8 000 наименований. В числе клиентов Товарищества было немало знаменитостей из числа артистов Императорских театров, музыкантов и композиторов.

В начале ХХ столетия Николай Зиновьевич Синицкий приобрёл репутацию одного из лучших мастеров столицы, «специалиста-художника», как его называли в печати. Он выпускал баяны своей системы и конструкции: «Баян системы Синицкого», «Прогресс-Баян», «Виктория-Баян», а также новые модели петербургских гармоник. Так в 1905 году он получил патент на изобретённую им первую хроматическую гармонику «Орёл». Известно, что на гармонике, изготовленной в мастерских Н.З. Синицкого, играл друг Сергея Есенина поэт Николай Клюев.

 

В 1919 году фабрика и магазины Товарищества «Винокуров и Синицкий» были национализированы Советской властью. Николай Зиновьевич покинул революционный Петроград и уехал на Кубань, в станицу Васюринская. В годы Гражданской войны она находилась на территории, контролируемой Белой гвардией под командованием генерала А.И. Деникина. Там в 1924 году Николай Зиновьевич вступил во второй брак. Его женой стала казачка Марфа Васильевна Крапива, которая родила ему двух сыновей: Валентина (1925) и Николая (1927).

Вскоре после этого он переехал с семьёй в село Волокославинское Николо-Торжского района Череповецкой губернии, где в период НЭПа (1922–1929) на дореволюционной ремесленной базе получило развитие производство гармоник местными артелями кустарей. В 1928 году Николай Зиновьевич предпринял попытку организовать новое Товарищество по изготовлению и реализации гармоник – «Кустмузпром». В том же году он участвовал в Первом Всесоюзном смотре-конкурсе гармоник в Москве, где представил целый ряд оркестровых гармоник и баянов и получил Похвальные отзывы I и II степени.

В это время Н.З. Синицкий подготовил большой труд о производстве гармоник кустарным способом, который в 1930 году вышел отдельной книгой.

Однако уже в 1929 году Николая Зиновьевича арестовали за организацию Товарищества, которое составляло конкуренцию государственным артелям, и после  суда отправили в Лодейно-Польскую колонию сроком на два года. Но, даже находясь в местах заключения, он продолжал работу по усовершенствованию гармоник и, будучи лишённым свободы, сумел получить у государства патент и три авторских свидетельства на свои новые изобретения.

После освобождения Николай Зиновьевич поселился в посёлке Мурино Ленинградской области и, несмотря ни на что, продолжал заниматься любимым делом. Уже в преклонном возрасте он пытался зарегистрировать усовершенствование для баяна, которое поднимало музыкальный уровень этого инструмента, однако не был услышан  властью, которая в те годы была заинтересована прежде всего в простом и дешёвом массовом производстве гармоник и баянов.

Поэтому в 1937 году, он запатентовал своё изобретение в Англии. Благодаря этому внедрённому на Западе в производство усовершенствованию, новый баян был признан лучшим в мире. Об этом в 1938 году писали и в советских газетах.

В августе 1942 года, во время блокады Ленинграда, Николай Зиновьевич вместе с семьёй эвакуировался на Алтай, где находился вплоть до 1947 года. В августе 1946 года по приглашению министра местной промышленности Украинской ССР Григория Пантелеевича Онищенко он ездил в Киев для участия в республиканском конкурсе «Наилучший баян». Это было его последнее появление на публике.

В 1947 году Н.З. Синицкий, возвращаясь из эвакуации в Ленинградскую область, скоропостижно скончался и был похоронен на одной из железнодорожных станций. Место его захоронения остаётся неизвестным. Остаются скрытыми завесой времени и многие факты его биографии. Но мы знаем точно: практический и теоретический вклад Н.З. Синицкого в развитие отечественного гармонного промысла, создание новых моделей гармоник, баяна – весьма существен.

В настоящее время Н.З. Синицкому посвящена одна из экспозиций в музее гармоники Альфреда Мирека в Москве. Наша семья хранит некоторые реликвии, связанные с именем прославленного предка: салонный граммофон, балалайка, рекламные таблички и прейскуранты Товарищества «Винокуров и Синицкий», фотографии и документы.

Имя Н.З. Синицкого упоминается в научных трудах, посвящённых истории развития гармоники в России, в ряде художественных произведений.

Василий и Викентий Копытковы, члены «Союза возрождения родословных традиций»

Материал газеты «Устьянский край»от 25 июля 2020 года, №55

 

Добавить комментарий