Моя пятая гармонь

Здравствуйте, уважаемые гармонисты и просто любопытствующие!
Да-да, всё-таки я её сделал… И несмотря на печальную судьбу моей четвёртой гармони, решил назвать её «пятой».

Эту гармонь решено было изготовить для себя, любимого, а заодно опробовать «на своей шкуре» некоторые технические решения(о которых будет чуть ниже). Хотя допускаю, что когда-нибудь продам её, если кто-то соизволит проявить такой интерес и, конечно же, если я сам пожелаю с ней расстаться…


Целью ставил изготовить компактную гармонь, которую необременительно было бы взять с собой в поездку, но чтобы при этом она как можно меньше уступала в плане исполнительских возможностей стандартной хромке 25х25.

По поводу компактности: да, я по-прежнему считаю и не устаю повторять, что гармонь должна быть КОМПАКТНОЙ и при изготовлении стремлюсь не увеличивать размеры корпуса без явных причин. Ведь компактность-главное преимущество гармони перед хроматическими инструментами, типа баяна и аккордеона(зачем нужна гармонь размером с баян, если она безнадёжно проигрывает ему по исполнительским возможностям?).

Размеры корпуса данной гармони 300х160 мм. Справа-23 клавиши(без двух самых нижних в сравнении со стандартной хромкой). Слева-16 клавиш(отсутствует дополнительный ряд басов опять же в сравнении с обычной гармонью 25х25). Мех-17 рабочих борин. Масса гармони-4,9кг(не так уж и мало… корпус из бука внёс свою лепту)… Тональность-до-мажор.

Теперь чуть подробнее о внутреннем устройстве.

Голосовые планки и резонаторы

Голосовые планки в данной гармони-стандартные, кусковые,  из старых запасов. Всё, что я сделал-произвёл так называемую сбивку, то есть, уменьшение зазоров между голосами и стенками голосовых проёмов. Собственно, этим я и занимался в период с сентября по март включительно(с перерывами и очень медленно). Сама гармонь изготовлена летом 2017-го года(включая резонаторы).

Резонаторы в прямой деке пришлось делать ну очень компактными, чтобы всё влезло в ограниченное пространство. Средники сделал из шпона толщиной 0,6 мм… То, есть, все камеры каждой стороны резонатора имеют одинаковую-и очень маленькую-глубину(напомню, что «по науке» средник должен быть клинообразным, чтобы глубина камер уменьшалась от низких голосов к высоким). Влияния на звук я не заметил(хотя, честно говоря, заметить особо и не пытался).

Правая часть,механика,ломаная дека

Кто давно меня знает и общался со мной, возможно, помнит, что я давно изъявлял желание изготовить гармонь с ломаной декой(как-то даже писал об этом на форуме). Вот и сбылось… Зачем? Да просто ради интереса(хотелось попробовать свои силы, послушать, что за «зверь» такой, ну и немного выпендриться…).


Гармонь-трёхголосая, все три голоса в разных октавах(фагот, тенор, пикколо). Фагот, само-собой, на ломаной деке(как и должно быть), тенор и пикколка-на прямой. Что получилось по звучанию-судите сами, видео прилагается.

Что касается клавиатуры, то здесь почти ничего необычного нет-традиционный деревянный гриф с деревянными-же клавишами. Из особенностей только то, что клавиши с латунными втулками. Ну и-по два рычага от каждой клавиши: один-в ломаную деку, второй-в прямую). Сами пуговицы я делал своими руками.


Пришлось повозиться с изготовлением крышки ломаной деки. Нужно было сделать её абсолютно герметичной, компактной и при этом-съёмной(делал из листовой нержавейки). Но компрессия получилась настолько хорошей, что я сам немало удивился.

Как вы уже видите, по внешнему оформлению данный инструмент сильно смахивает на мою третью гармонь. Особо рассказывать тут не о чем, всё видно на фото.

Левый полукорпус

С левым полукорпусом дела обстоят так: решено было сделать левую механику и голосовую часть по принципу диатонических аккордеонов, то есть, без заёма(под одним клапаном находится один аккорд, причём, одноголосый, когда все три планки, его образующие, «выходят» в одно отверстие). Как я писал в этом материале, преимущество данной конструкции-в простейшей механике и, соответственно, высокой надёжности и малом весе. Механика действительно получилась довольно простая, мягкая и малошумная. Звучание одноголосых аккордов и двухголосых басов,конечно,не впечатляет, но и какого-то явного отвращения не вызывает.

Левая решётка получилась не совсем «в тон» окантовки корпуса, потому что шпона нужной породы не было и я решил применить имеющийся шпон ореха и морилку. Но выглядит это вполне гармонично.

Весной 2021 года дошли руки модернизировать левую механику, а конкретнее-способ фиксации толкателей в отверстиях стоек. Выглядит она теперь вот так(пусть вас не смущают нитки, которые держат пружинки-будучи пропитанными цианакрилатным клеем, они превращаются в прочнейший армированный композит, который держит не хуже пайки, за это я ручаюсь)


В этом же году заменил убогие крестовые шурупы крепления правой решётки на латунные с прямым шлицем

Прочее

Что ещё? Гармонь настроил в равномерно-темперированном строе…

Корпус покрыт средством «Wipe-on-poly». Это, по сути, полиуретановый лак, адаптированный для нанесения тампоном. Очень удобная штука в плане лёгкости нанесения, хотя покрытие получается довольно тонким.

Правая решётка отделана полиуретановым лаком-спреем и слегка затёрта стальной ватой, чтобы сбить очень уж сильный глянец.

Гриф на этот раз сделал с фигурными вырезами и металлической накладкой на торце грифа, а не как в третьей своей гармони(так сказать, учёл критику).

Ну и всё, наверное… Если что-то забыл, спрашивайте в комментариях или в этой теме на форуме).

Ещё немного фото, а в конце-видео со звучанием гармони и слайдшоу из фотографий, сделанных в процессе работы над этой гармонью(там же можно увидеть внутреннее устройство).


Ну по этой ссылке можно послушать эту гармонь в руках Михаила Коломыцева

Рекомендую к просмотру:

Комментарии и отзывы:
  1. Сколь мало нужно человеку для счастья. Я радуюсь, что Сергей не забросил окончательно изготовление гармоней. Дай Бог ему подмоги во всех начинаниях! И теперь меня по жизни будет греть «шкурный» интерес, маленький такой лучик надежды, что я смогу когда-нибудь заказать гармонь у самого Сергея Акимова

  2. Спасибо за тёплые слова,Олег!

  3. здравствуйте доктора гармоней Уменя есть старая кустарная гармонь вылечите пожалуйста мой телефон 89229624477 саша ходырев

  4. Hi Sergey,
    I came across your beautiful work while finally deciding to face the challenge of making new bellows for some large format cameras I have with badly damaged bellows. I know the methods are different but I found myself captured by the accordion bellows construction styles as per your and other videos…….so very very beautiful. I am wondering what kind of glue you used for the leather corners and fabric attached to the bellows……..absolutely beautiful work…..and love the sound……..would love to know re the glue….it just looks like standard PVA type glue but curious to know exactly……many thanks. Graham New Zealand

  5. Hello, Graham!
    Thanks for the kind words!
    Yes, it really is PVA glue for wood.

Введите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.