Моя пятая гармонь

Здравствуйте, уважаемые гармонисты и просто любопытствующие!
Да-да, всё-таки я её сделал… И несмотря на печальную судьбу моей четвёртой гармони, решил назвать её «пятой».

Эту гармонь решено было изготовить для себя, любимого, а заодно опробовать «на своей шкуре» некоторые технические решения(о которых будет чуть ниже). Хотя допускаю, что когда-нибудь продам её, если кто-то соизволит проявить интерес к столь скромному изделию, и, конечно же, если я сам пожелаю с ним расстаться…


Целью ставил изготовить компактную гармонь, которую необременительно было бы взять с собой в поездку, но чтобы при этом она как можно меньше уступала в плане исполнительских возможностей стандартной хромке 25х25.

По поводу компактности: да, я по-прежнему считаю и не устаю повторять, что гармонь должна быть КОМПАКТНОЙ и при изготовлении стремлюсь не увеличивать размеры корпуса без явных причин. Ведь компактность-главное преимущество гармони перед хроматическими инструментами, типа баяна и аккордеона(зачем нужна гармонь размером с баян, если она безнадёжно проигрывает ему по исполнительским возможностям?).

Размеры корпуса данной гармони 300х160мм. Справа-23 клавиши(без двух самых нижних в сравнении со стандартной хромкой). Слева-16 клавиш(отсутствует дополнительный ряд басов опять же в сравнении с обычной гармонью 25х25). Мех-17 рабочих борин. Масса гармони-4,9кг(не так уж и мало… корпус из бука внёс свою лепту)… Тональность-до-мажор.

Теперь чуть подробнее о внутреннем устройстве.

Голосовые планки и резонаторы

Голосовые планки в данной гармони-стандартные, кусковые из старых запасов. Всё, что я сделал-произвёл так называемую сбивку, то есть, уменьшение зазоров между голосами и стенками голосовых проёмов. Собственно, этим я и занимался в период с сентября по март включительно(с перерывами и очень медленно). Саму гармонь я полностью изготовил всего за два летних месяца 2017-го года(включая резонаторы). Попотел я тогда знатно…

Резонаторы в прямой деке пришлось делать ну очень компактными, чтобы всё влезло в ограниченное пространство. Средники сделал из шпона толщиной 0,6 мм… То, есть, все камеры каждой стороны резонатора имеют одинаковую-и очень маленькую-глубину(напомню, что «по науке» средник должен быть клинообразным, чтобы глубина камер уменьшалась от низких голосов к высоким). Влияния на звук я не заметил(хотя, честно говоря, заметить особо и не пытался).

Правая часть,механика,ломаная дека

Кто давно меня знает и общался со мной, возможно, помнит, что я давно изъявлял желание изготовить гармонь с ломаной декой(как-то даже писал об этом на форуме). Вот и сбылось… Зачем? Да просто ради интереса(хотелось попробовать свои силы, послушать, что за «зверь» такой, ну и немного выпендриться…).


Гармонь-трёхголосая, все три голоса в разных октавах(фагот, тенор, пикколо). Фагот, само-собой, на ломаной деке(как и должно быть), тенор и пикколка-на прямой. Что получилось по звучанию-судите сами, видео прилагается.

Что касается клавиатуры, то здесь почти ничего необычного нет-традиционный деревянный гриф с деревянными-же клавишами. Из особенностей только то, что клавиши с латунными втулками. Ну и-по два рычага от каждой клавиши: один-в ломаную деку, второй-в прямую). Сами пуговицы я делал своими руками.


Пришлось повозиться с изготовление крышки ломаной деки. Нужно было сделать её абсолютно герметичной, компактной и при этом-съёмной(делал из листовой нержавейки). Но компрессия получилась настолько хорошей, что я сам немало удивился.

Как вы уже видите,по внешнему оформлению данный инструмент сильно смахивает на мою третью гармонь. Особо рассказывать тут не о чем,всё видно на фото.

Левый полукорпус

С левым полукорпусом получилось не очень… Дело в том, что я изначально запланировал сделать левую механику и голосовую часть по принципу диатонических аккордеонов, то есть, без заёмной механики(под одним клапаном находится один аккорд причём, одноголосый, когда все три планки,его образующие, «выходят» в одно отверстие). Как я писал в этом материале, преимущество данной конструкции-в простейшей механике и, соответственно, высокой надёжности и малом весе. Механика действительно получилась довольно простая, мягкая и бесшумная. Но звучание одноголосых аккордов и двухголосых басов без заёма… хм… скажем так-на любителя. Мне оно чем-то напомнило ливенскую гармонь… Особенно бедноваты аккорды… Всё-таки, наша русская хромка в этом плане даст фору любому диатоническому аккордеону… А валиковая механика-величайшее изобретение, позволяющее получить мощнейшие густые аккорды с полным звуковым спектром.

В общем, басами я сильно разочарован… Наверное, такую конструкцию я больше повторять не буду… Даже, пока сочинял эту статью, появилась мысль переделать механику и голосовую часть в традиционную для хромок. Уж не знаю, возьмусь ли…

Левая решётка получилась не «в тон» окантовки корпуса, потому что шпона нужной породы не было и я решил применить имеющийся шпон ореха и морилку, но не совсем удачно. Правда, сильно не расстроился и оставил, как есть.

Прочее

Что ещё? Гармонь настроил в равномерно-темперированном строе…

Корпус покрыт средством «Wipe-on-poly». Это, по сути, полиуретановый лак, адаптированный для нанесения тампоном. Очень удобная штука в плане лёгкости нанесения, хотя покрытие получается довольно тонким.

Правая решётка отделана полиуретановым лаком-спреем и слегка затёрта стальной ватой, чтобы сбить очень уж сильный глянец.

Гриф на этот раз сделал с фигурными вырезами и металлической накладкой на торце грифа, а не как в третьей своей гармони(так сказать, учёл критику).

Ну и всё, наверное… Если что-то забыл, спрашивайте в комментариях или в этой теме на форуме).

Ещё немного фото, а в конце-видео со звучанием гармони и слайдшоу из фотографий, сделанных в процессе работы над этой гармонью(там же можно увидеть внутреннее устройство).


Рекомендую к просмотру:

Комментарии и отзывы:
  1. Сколь мало нужно человеку для счастья. Я радуюсь, что Сергей не забросил окончательно изготовление гармоней. Дай Бог ему подмоги во всех начинаниях! И теперь меня по жизни будет греть «шкурный» интерес, маленький такой лучик надежды, что я смогу когда-нибудь заказать гармонь у самого Сергея Акимова

  2. Спасибо за тёплые слова,Олег!

  3. здравствуйте доктора гармоней Уменя есть старая кустарная гармонь вылечите пожалуйста мой телефон 89229624477 саша ходырев

Введите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.