Модернизация гармони Чайка 2

По случаю, досталась мне недавно гармонь «Беларусь», нелюбимая многими(в основном, из-за габаритов). При этом гармонь эта имеет довольно качественное и более приятное звучание(благодаря деревянным резонаторам и декам), чем многие современные изделия массового производства, имеющие пластмассовые резонаторы и дюралевые деки(«Чайка»,»Тульская»).

Недолго думая, решил я произвести модернизацию своей гармони «Чайка 2», ибо такая мысль давно витала у меня в голове.

Первое, что я сделал-выбил из правого полукорпуса «Чайки» старую дюралевую деку с помощью тупого зубила(предварительно сняв гриф и клавиатурный механизм, державшийся на заклёпках).

Она была вклеена в паз корпуса и по другому её невозможно было извлечь.


Перед этим по старой деке разметил отверстия на новой, которую сделал из пятислойной фанеры, вручную аккуратно удалив три слоя(сначала хотел удалить только два, но третий задрался-пришлось снять и его). Новая дека получилась толщиной около двух миллиметров. Вклеил её на место старой с помощью столярного ПВА.

Кстати, во время всей этой процедуры сделал ещё одно неприятное открытие: корпус гармони «Чайка 2» выполнен из фанеры! До этого был уверен, что он-из цельных дощечек…

Изначально «Беларусь» была четырехголосой(три голоса-в одной октаве(один из них настроен в «розлив»), один-на октаву выше) и впихнуть все четыре резонатора в сравнительно компактный корпус «Чайки» было бы проблематично и потребовало бы перестановки и клавиатурного механизма с клапанами и рычагами соответствующих размеров.

Решено было разрезать два резонатора «Беларуси»(на каждом из которых располагались с одной стороны унисонные голоса, с другой-октавные) вдоль и сделать из них один, оставив только октавные голоса на каждой, из получившихся половинок. «Разрезать»-громко сказано… Я просто удалил  перегородки с одной из сторон каждого резонатора, аккуратно располовинил розетки с отверстиями вдоль, подогнал средники и склеил получившиеся половинки в одно целое.

Далее, все голосовые планки были сняты(они, кстати, были залиты не воском и не мастикой, а обычной краской зелёного цвета). Заменил их на планки с баяна, более качественные, без ржавчины(почти) и без следов грубой настройки. Закрепил их гвоздиками сверху и снизу, и залил по периметру клеем ПВА. Он, кстати, вопреки опасениям, не закрепил планки на резонаторах «навечно». В этом я убедился, когда  пришлось отдирать из-за ошибки несколько планок: всё прекрасно отделилось и от металла и от дерева. Возможно, я недостаточно хорошо обезжирил поверхности перед приклеиванием, не буду  утверждать наверняка…

Система крепления резонаторов к деке также была переделана, по сравнению с «Чайкой», где они крепились винтами прямо к деке.

Резонаторы левого полукорпуса «Беларуси» сами по себе подошли, как родные, только пришлось изменить способ крепления басового резонатора(были уголки с шурупами, стали-большие саморезы со срезанными шляпками и согнутые буквой «Г»).

Другое дело, что планки басового резонатора имели другой порядок чередования, нежели на «Чайке»(при нажатии той же кнопки, что и на «Беларуси», на «Чайке» стал получаться другой звук). Установил их в нужной последовательности.

Резонатор аккомпанемента заменил на резонатор от гармони «Шуйская» 50-х годов.


Он изначально был предназначен для другой тональности, поэтому пришлось подогнать размеры камер под другие голоса: где-то стамеской пришлось поработать, а где-то-вклеить вставки для уменьшения объёма.

На всё это ушло около двух недель работы, плюс-несколько дней на настройку. Настройку оставил баянную, «в унисон»( настройка «в  розлив» требует более кропотливой и нудной работы, а мне, пока, и так нравится). Тональность получившейся гармони стала «Фа-мажор»(как и «Беларуси»).

С заменой деки и резонаторов на деревянные тембр гармони сразу изменился: звучание стало более приятным и насыщенным, я бы сказал-тёплым.

Изменилась сама окраска звука, он стал не таким резким и пластмассовым, как был у стандартной «Чайки 2».


deka

Вот так она зазвучала теперь:

Конечно,по записи судить о различиях трудно,но при прослушивании вживую они слышны сразу.

Сергей Акимов

Послесловие: сейчас(в ноябре 2017-го),спустя несколько лет, никому не советую заниматься подобной фигнёй… Впечатления от конечного результата, описанные в статье, скорее, самовнушение, чем реальные ощущения. И теперь я понимаю, что только испортил в принципе неплохую фабричную гармонь, поддавшись различным мифам о, якобы, невероятном влиянии материалов корпуса и резонаторов на звучание инструмента… Если насчёт резонаторов ещё можно что-то говорить, то насчёт корпуса лично у меня почти никаких иллюзий не осталось.

Рекомендую к просмотру:

Комментарии и отзывы:

Введите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.