Учимся играть на гармони. Урок1 Знакомство с правой клавиатурой.

Здравствуйте,уважаемые начинающие и не очень гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«.

Сначала небольшое вступление… Этой статьёй я попытаюсь открыть,надеюсь,целый цикл уроков игры на гармони для начинающих и постараюсь раскрыть эту науку от самых азов,основываясь,большей частью,на собственном опыте.Чувствую,это будет не просто,так как,человеку,уже более-менее владеющему инструментом,будет трудно влезть в шкуру новичка и посмотреть на этот процесс его глазами.Собственно,так чаще всего и происходит,когда учитель упускает из виду моменты,которые совсем не очевидны для неопытного ученика… Но я попробую и буду надеяться,что эти уроки будут действительно полезными для кого-то,кто желает обучиться игре на двухрядной гармонике-хромке 25Х25(речь пойдет именно о ней,но,в целом,эти уроки могут быть применимы и для гармоней с меньшим числом клавиш,как в правой,так и в левой клавиатурах,например,23х12).И ещё один важный момент: попытайтесь  понять сами принципы игры,а не ждать до конца своих дней,когда «добрый дядя» выложит «цифру» или покажет,как играть конкретную мелодию и в какие кнопки,каким пальцем тыкать…

Если где-то будет упоминаться нумерация кнопок,то знайте,она стандартная(картинки здесь).Итак,поехали!


Этот урок для тех,кто впервые берёт в руки гармонь,желая научиться на ней играть,но совсем не знает,с какой стороны к ней подходить.Те,кто уже умеет растягивать меха,и даже извлекать какие-то звуки,могут смело его пропустить. Для начала,определимся с посадкой гармониста.Хотя,даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт.В самоучителях предлагается применять посадку такую же,какую применяют баянисты.Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь.Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной.В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги,гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным,тогда как левая рука растягивает мех.Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки),либо выдвигается вперёд.Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги.Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча,либо только на одно-правое.Из личного опыта:я сам при игре сидя,чаще всего применяю один ремень,если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.А вообще,через несколько лет занятий,я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень,а тот,который одеваю,накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…

Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так,чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро.Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь,когда-то вам придётся играть и стоя,а тут уже нужен немного другой навык,поэтому,в принципе,можно и подвесить гармонь на плечах.Скажу только,что научившись играть сидя с одним ремнём,вам не составит особого труда играть и стоя,просто нужно будет немного потренироваться.В общем,повторюсь,посадка должна быть удобной лично для вас

Пару слов о положении рук.Правая рука при игре на гармони располагается так,что большой палец находится за грифом,а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца.Причём,ладонь упирается в гриф не всей поверхностью,а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону.Так,на мой взгляд,удобнее всего играть.При необходимости применения большого пальца,он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент.Обычно,большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1,2 и 14),но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на друних клавишах при игры сложных пассажей.Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже.На самом деле,если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы,то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение,когда пальцы перпендикулярны грифу,и положение,когда пальцы направлены по диагонали вниз.Это вполне применимо и для гармони. Я думаю,применительно к гармони,нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации

Теперь выполним простое упражнение: нажимаем какую-нибудь кнопку в правой клавиатуре и одновременно с нажатием начинаем; растягивать мех левой рукой.Для тех,кто не знает: правая клавиатура,это та,в которой два ряда кнопок… Стараемся тянуть мех плавно,без рывков и прослаблений,чтобы звук был ровным.Теперь сжимаем мех,не отпуская кнопку:

Как вы слышите,звук при этом остаётся один и тот же.Одинаковый звук при смене направления движения меха на одной и той же клавише-одна из характерных черт гармони-хромки,в отличие от большинства русских гармоней прошлого,мало распространённых сейчас,и имеющих,как правило,разные звуки на сжим-расжим меха либо в одной из клавиатур(левой,правой), либо в обоих(исключение-Елецкая рояльная гармонь).

Теперь сделаем почти тоже самое,но при смене направления движения меха нажмём другим пальцем другую клавишу,ту,что по соседству(неважно,сверху,снизу,сбоку…)

Всё,побаловались-теперь перейдём к более серьёзным упражнениям.Попробуем сыграть мажорную гамму.Несмотря на грозное название,ничего сложного тут нет.Мы просто перебираем подряд восемь клавиш в двух рядах,начиная с клавиши 3 и заканчивая клавишей 18,а потом возвращаемся назад тем же «путём».При этом,безымянный палец нажимает клавиши первого ряда(начиная с клавиши номер 3),а указательный-второго(начиная с клавиши номер 15).Должно получиться так: 

Теперь усложним задачу: делаем почти тоже самое,но теперь двигаемся до самого низа клавиатуры,до самой последней клавиши и опять возвращаемся назад

Играем сначала в медленном темпе,потом,когда будет получаться всё без ошибок,можно прибавить «скорости».

Про смену направления движения меха в данном упражнении: не знаю точно,что сказали бы профессионалы,но мне кажется удобным менять его после каждого восьмого звука.Играть начинаем на расжим,слегка(совсем немного) разведя меха,чтобы иметь небольшой запас воздуха.Запомните небольшое правило: старайтесь никогда не разводить и не сжимать меха до упора.Это неизбежно приведёт к паузам и рывкам там,где их быть не должно.

Неплохо было бы уделить этим упражнениям пару минут каждый раз,как садитесь за гармонь.Эту гамму можно «гонять» также,только безымянным пальцем и мизинцем для их развития(а развивать их очень желательно сразу,как только начинаете учиться).

Смотреть ли на клавиатуру при игре? Скажу так: смотреть первое время вам придётся,так как иначе вы вряд ли попадёте в нужные клавиши.Но с приобретением некоторого опыта,необходимость в этом отпадёт сама собой.Пальцы привыкнут и будут чувствовать клавиатуру.

На этом,пожалуй,первый урок будет закончен. А я приступаю к разработке второго. Жду отзывов и предложений на будущее,которые постараюсь учесть. До встречи!

Читайте,также:
-Учимся играть на гармони.Урок2:Знакомство с левой клавиатурой.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подписаться, не комментируя