Ливенская гармоника-одна из самых простых, как по доступности для музыканта, так и по конструкции, разновидностей гармоник(хотя надо отметить,что дешёвой она стала не сразу, а только после организации поточного изготовления). Точная дата её рождения неизвестна, но создана она была примерно в середине 19-го века в городе Ливны(отсюда и название), Орловской губернии, когда тульскими мастерами уже было налажено производство гармоник на основе образцов с немецким строем, имевших разный звук на сжим-расжим мехов.
Особенности и устройство ливенки
Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд существенных изменений, по сравнению с тульскими, главным из которых явилось одинаковое звучание каждой клавиши на сжим и расжим мехов.
На её основе, позже были созданы такие образцы, как вятская и елецкая рояльная гармони, а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.
Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина, Л.Толстого, Н.Лескова, И.Тургенева и других.
В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш, расположенных в один ряд. Как уже упоминалось, звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые.
Делались эти гармоники обычно двухголосными(а изначально-вообще одноголосыми), редко — трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушен специальным устройством(наподобие ломаной деки,применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука (см. схему). Именно это сочетание открытого верхнего голоса и приглушённого в резонаторном канале нижнего даёт тот самый, узнаваемый тембр, который трудно спутать с каким-либо другим.
В левой клавиатуре (прямо на передней части корпуса) имелось 6 и более специальных «лапок», которые отвечали за звучание басов и располагались очень близко друг к другу. Это делалось для того, чтобы можно было нажимать одним пальцем сразу 2-3 «лапки».
На задней части корпуса находились 2-3 клавиши, звучавшие во второй, первой или малой октавах.Там же, но в верхней части корпуса, находилась ещё одна «лапка»-пищик, звучащая во второй октаве, и клапан «шестерик», звучавший по разному на сжим и расжим).
Ливенская гармошка использовалась без плечевых ремней. Как и в Елецкой рояльной и Саратовской гармониках, на тыльной стороне грифа она имела кожанный ремешок для большого пальца правой руки. В левой части имелся узкий ремешок, охватывающий кисть левой руки.
Звукоряд ливенки
Звукоряд ливенских гармоник различных мастеров был различен. Некоторые ливенки с 8-ю клавишами в правой клавиатуре имели диапазон от ноты «соль» первой октавы, до ноты «Соль» второй октавы. Другие, с 12-ю клавишами-от ноты «до» первой октавы, до ноты «соль» второй октавы.
Вследствие малых размеров корпуса ливенской гармоники(примерно 25см в высоту и 8 см в ширину), мастерам пришлось увеличить объём меховой камеры за счёт увеличения числа борин(складок меха). У ливенки их может быть до 40 и гармонист может обмотаться мехами дважды вокруг пояса!Меха такой длины и придают ливенке такую самобытность и необычность.
К тому же у неё очень оригинальное звучание басов, словно гармонисту аккомпанируют рожок, сопелка или жалейка. Это-заслуга специальной конструкции басового строя, включающего «хрипунчики», «барабанчики», «пискунчики». Все эти названия звуков аккомпанемента(левой главиатуры) очень точно описывают их звучание.
Ливенская гармоника очень быстро завоевала популярность, благодаря своей дешевизне(а следовательно и доступности) и простоте конструкции.
Ансамбль «Ливенские гармошки»
В 1964 году сын Ивана Занина(одного из мастеров, делавших ливенскую гармонику), Валентин, решил организовать ансамбль ливенских гармоник. Инструменты для первого состава ансамбля он собирал по сёлам и деревням. Позже в с.Беломестном нашелся ливенский мастер Н. И. Нестеров со своим учеником К. Ф. Кудрявых. Они возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже наладили и полный цикл производства этих гармоник, ставших базой для созданного ансамбля, получившего незатейливое название «Ливенские гармошки».
Ансамбль очень быстро стал популярен и в 1970 году он был впервые приглашён в Москву на телефестиваль народного творчества. А с 1975 года начались и выступления ансамбля в других странах.
Валентина Занина, в качестве руководителя, сменил Е. И. Москвин, а затем В. М. Демидов. В нынешнее время ансамбль не ведёт активной концертной деятельности… Но он по-прежнему существует, а вместе с ним существует и ливенская гармонь.
На гармонях-ливенках и сейчас играют гармонисты, такие как Павел Уханов, Геннадий Калмыков и другие. Орловский композитор и преподаватель Е.Дербенко даже пишет для них произведения.
Павел Уханов, «Цыганочка» на ливенке: