Рояльная гармоника. Наследие мастеров кустарей. Технология производства

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Есения Бессонова
(преподаватель кафедры этномузыкологии ВГАИ, соискатель
кафедры этномузыкологии СПбГК им. Римского-Корсакова)

«Много было мастеров, но каждый
мастер стремился создать свою музыку»
А. Т. Гришин (г. Елец)

 

Елецкая гармонь как выражение местной музыкальной традиции

Елецкая рояльная гармоника — одна из интереснейших разновидностей местных моделей гармоник. Любовь к местному музыкальному материалу побудила народных умельцев создать инструмент, который соответствовал бы и не уступал по красоте звучания вокальной музыке народной традиции.  Это — обязательное условие рождения и жизни музыкального инструмента в традиционной культуре.

Мастерство гармонных кустарей-рояльщиков оттачивалось годами, шли наблюдения над физическими и акустическими свойствами материалов, используемых в изготовлении,- в результате были найдены универсальная форма, звукоряд и настройка. В настоящее время в личных коллекциях потомственных гармонистов можно встретить рояльные гармоники, которые в течение века не потеряли строи и даже не ремонтировались.eletskaya

Где и как появилась елецкая роялка(версии)

Производство рояльных гармоник было и остается до сегодняшнего дня только кустарным. По свидетельствам информаторов города Ельца и некоторых публикаций, мастером-изобретателем рояльной гармоники был ремесленник А.П. Ильин, приехавший в 60-х годах XIX вска из города Ефремова Орловской губернии. «Мастер гармонного дела, он начал кустарничать в Ельце. К нему приходили заказчики из города и пригородных сел, так как его гармоники были лучше тульских массовых изделий».

Наряду с этой существует и другая версия. Елец всегда славился столярами, знакомыми с тульскими пятиклапанками. Bот мастера и решили изготовить подобные образцы гармоник,  но на свой вкус. Так в окрестностях Ельца сформировалась новая модель гармоники.

А.M. Мирек в книге «Гармоника. Пропало и настоящее» называет такую гармонику «русянкой» и датирует ее появление 60-ми годами XIX века. В народе такую гармонику называют «простянкой»: «В селе Козеево Елецкого района мастер Поляков тогда делал гармошки-простушки». По всей видимости,  это название появилось уже после изобретения более сложных моделей такой гармоники.

Формы кустарного производства елецких гармоник(от авторских до артельных)

Существовало несколько форм кустарного производства, бытовавших в Липецкой области.

Первый среди них, существующий до сегодняшнего дня и самый распространенный в рояльном промысле, — «именной», когда один мастер изготавливал гармонику целиком. Он сам обрабатывал дерево, сам вытачивал и наклепывал голоса, сам настраивал гармонику, сам собирал — вязал. В этом случае гармоники помимо общего названия «роялка» имеют еще и именное, по имени мастера, например, Котелкинская (мастер Котелкин), Медовская (мастер В.В. Панов, по подворью — Медов) и др. Такая форма производства бытовала в основном в деревнях и селах, она осталась единственной в настоящее время.

Для мастеров, которые работали в одиночку, гармонный промысел был скорее любимым делом, чем средством для заработка, ведь, чтобы сделать одну гармонику в свободное от работы время, нужно было потратить, минимум полгода.

Другая форма производства — работа артелью. Изготовление гармоники разделялось на определенные операции, закрепленные за участниками артели: один делает корпус, другой мех, третий занимается планками и т.д. Некоторые детали покупали, чаще всего это были планки: хороший металл был дорогим, а готовые планки можно было купить дешевле.

Работа артелью в основном была делом семейным, секреты особого звучания инструмента передавались из поколения в поколение. Иногда в такие артели нанимали на обучение молодых любителей гармоники. Брали только очень прилежных или тех, кто имел уже навыки гармонного дела. Ученики первый месяц или два не допускались ни к одной операции, они носили материалы, подметали, мыли полы и смотрели, как работают другие. За работу ученикам не платили, — напротив, иногда родители учеников доплачивали хозяину артели.

Мастера-рояльщики: Панов(Медов),братья Черных, Сочетаев и другие

Таким учеником в артель к задонскому мастеру Баранову в 1898 году пришел шестнадцатилетний Панов (Медов) Василий Васильевич, в будущем самый известный мастер-рояльщик. Позже, в 50-е годы ХХ века, В.В. Медов создаст свою собственную гармонную школу в городе Задонске. К сожалению, она просуществовала недолго, но даже за короткий срок успела «выпустить» несколько замечательных специалистов, среди которых был и Валентин Федорович Давыдов из села Нижнее Казачье.

В городе Ельце одной из самых громких фамилий гармонных мастеров является фамилия Черных. Братья Георгий Алексеевич (1878) и Иван Алексеевич (1895) внесли неоценимый вклад в развитие и усовершенствование Елецкой рояльной гармоники. В конце 20-х годов они открыли в городе первую гармонную мастерскую по изготовлению и настройке рояльных гармоник, в которой работало более 60-ти человек. В то время инструменты уже пользовались большим спросом: рояльную гармонику можно было услышать в любой части города, в любом обществе. Городской финансовый отдел обложил мастеров непомерными налогами. В 1928 году братья Черных были раскулачены, а их мастерские конфискованы. Они переехали в Москву, работали в мастерской на Сухаревской площади, где изготавливали венские гармоники и баяны.

Позже в Ельце была открыта новая мастерская, главным мастером в ней был Сечен Григорьевич Сочетаев, но и она проработала недолго. Существовала и такая форма гармонного промысла,при которой один мастер делал корпуса (футляры), а другой — голосовой механизм (начинку). Из всех форм производства рояльных гармоник, бытовавших на обозначенной территории, в производства прижились только две — артельная и именная. Артельное производство было скорее семейным, династическим: от отца к сыну передавались секреты мастерства. Оно просуществовало вплоть до семидесятых годов. С ослаблением спроса на гармоники эта форма производства перестала существовать. Самой качественной и единственно сохранившейся до сегодняшнего дня осталась именная форма промысла.

Мастера нового поколения, наши современники, начинали учиться гармонному промыслу чаще всего в зрелом возрасте. Сергей Павлович Поленников, уроженец хутора Зимник в Липецкой области, начал учиться делать гармоники в 1980-е годы, когда время расцвета традиции уже прошло и гармонные мастера готовы были передать свой накопленный опыт, только бы дело всей их жизни не умерло.

Лучшие мастера

За время полуторавекового существования рояльной гармоники появилось много мастеров, создавших свои школы, в которых учили изготавливать отличающиеся друг от друга инструменты — по конструкции, тембру и, естественно, декору. Фамилии лучших мастеров широко известны в Липецкой области и за ее пределами.

Елецкий район славится гармошками мастеров Черных, Мухиных, Австриевских, Сочетаевых, Давыдовых, Соломенцева, Усманских-Шмаковых, Старченко и Киселевых; Задонский — легендарными медовскими роялками (мастер Василий Васильевич Панов), Барановскими; Грязинский район — всем известными инструментами мастера А.Д. Куликова (прозвище Кулик) и мастеров по прозвищу «Филины» и др.

Период расцвета производства роялки и тонкости процесса

В период расцвета гармонного промысла, начиная с 1900 года, конкуренция среди мастеров была неимоверно велика. Каждый мастер старался найти свою индивидуальную особенность звука, которая соответствовала бы традиции, но все-таки отличалась от других. «Гармошка должна быть: резкая, звонкая, легкая на игру и мелодичная» .

Процесс изготовления инструментов требовал строгого порядка и высокого мастерства в различных сферах деятельности. Гармонный мастер был хорошим столяром, специалистом по обработке металла, конструктором, обязательно обладал музыкальным слухом и непременно был исполнителем. Как правило, мастера не были лучшими гармонистами, но каждый умел «пройтись по клавишам».

Если мастер делал гармонику один, то сначала он изготавливал корпус (футляр), потом мех, ручки,  далее-заготавливал голоса и делал места для планок, а затем и сами планки. Последний этап — сборка, как говорят мастера — «гармонь уже вяжут». Голосовой механизм гармоники мастера называют «начинкой».

Для корпуса гармоники мастера заготавливали лучшие породы древесины: липа, береза, орех, причем ствол дерева должен быть очень плотным. Заготовка требовала годовой выдержки. Из липы делали основную часть футляра, из березы — грифы (ручки), тонко нарезанное ореховое дерево шло на отделку футляра, позже для этого стали использовать ореховый шпон. Клавиши покрывались костяными пластинами для прочности, чтобы не стирались. Дольше всего собирали мех, его делали из картона. Многие мастера обклеивали мех дерматином различных цветов, создавая ромбообразный рисунок. При разжиме и сжиме меха он увеличивался и уменьшался. Сгибы меха на углах обязательно защищались от повреждения металлическими углами.

Изготовление голосовой части: планки, наклёпка голосов

Самый сложный этап изготовления инструмента — подготовка голосов и настройка инструмента. Голоса подготавливали заранее, для одной четырехголосной рояльной шестипарки требовалось не менее 180 голосов. Качество металла, из которого делаются голоса и планки инструмента, т.е. основное звучащее тело, имеет большое значение. От качества металла зависело качество инструмента и, естественно, его цена. Высоко ценились роялки с медными планками и латунными голосами. Такая гармоника была самой богатой (дорогой).

Мастера, начинавшие рояльный гармонный промысел, пробовали делать и медные, и стальные голоса. В период расцвета промысла использовалось сочетание латунные голоса — медные планки, это было знаком качества и соответствия традиционному звучанию инструмента.

Кроме качества металла большую роль играла и подготовка голосов: их делали из проволоки, которую «отжигали» и расплющивали. После того, как набор голосов был подготовлен, начиналась самая ответственная работа, от которой зависела способность инструмента держать строй, а также скорость ответа голоса после нажима клавиши. Начиналась она с наклепки голосов на рамки с прорезями (планки). Клепали голоса с помощью проволоки, прорези в рамке давились специальным прессом.

Самым сложным в процессе наклепки голосов было подогнать голос к прорези так, «чтобы волосок не пролез между ними, но и не цеплялись они друг за друга, если они будут цепляться, голос будет рычать». Борис Васильевич Панов, раскрывая главный секрет качества строя «медовских роялок», рассказал нам о том,что после наклепки голосов нужно обязательно отжечь всю планку. Гармоники «медовской поделки» всегда высоко ценились мастерами и исполнителями. Некоторые из них скоро переживут век, но ни одна не потеряла чистоты строя.

После наклепки голосов с обратной стороны прорези наклеивали лайку (тонкая, эластичная кожа) ее покупали у сапожников. Лайка закрывала доступ воздуха к голосам с противоположной от наклепки голоса стороны. Настройка инструментов производилась без использования камертона. Высоту звука настраивали с помощью изменения длины и толщины голоса. На голоса, воспроизводящие самые низкие звуки, наклепывались дополнительные металлические пластины, а сверху лайки приклеивались небольшие кусочки кожи.

Сочетание голосов и компоновка планок в басах и мелодии

Для одной гармоники мастер настраивал 10 планок: три планки — голоса, три планки — аккорды, 4 планки — басы. Настройка планок голосов и аккордов зависела от эталона звучания гармоники, выбранного мастером, а также от желания заказчика. В основном планки настраивают в октаву (малая, первая, вторая) или две в унисон, а третья — на октаву ниже или выше. Следует отметить, что звуки, чаще всего используемые в наигрышах, — средние, их мастера настраивают в трех октавах.

Басы рояльной гармоники бывают трех- или четырехголосные. Настраиваются они в большой, малой и первой октавах. Если гармоника четырехголосная, то добавляется еще одна планка, настроенная во второй октаве, — свистовая.

Сборка

После того, как мастер собрал начинку («сиредку») начинается последний этап в изготовлении рояльной гармоники — сборка. Части правого и левого полукорпусов крепятся между собой с помощью клея, присоединяются к меху тонкими короткими стальными спицами, или шипами. «Четыре спицы (две с правой стороны вверху и внизу, и две с левой) надежно соединяет три составляющих гармоники — мех и два полукорпуса. Так же на спицах закреплены клавиши и резные деревянные сетки. Благодаря такой конструкции инструмент можно легко разбирать и собирать для устранения неисправности внутренних механизмов.

Массовость производства елецкой гармони и особенности сбыта

Высокий исполнительский уровень гармонистов-рояльщиков, включенность гармоники в различные сферы традиционной культуры стимулировали улучшение качества гармонного промысла. Массовое производство, характерное для городской промышленности, несмотря на то, что многие лучшие мастера рояльной гармоники жили в городах, не получило своего развития. Рояльные гармоники делались основном на заказ. Мастер лично отвечал за каждый инструмент, должен был в совершенстве владеть всеми тонкостями гармонного производства. Более того, высокие темпы развития промысла, рост популярности инструмента вызвали усиление конкуренции на гармонном рынке.

На территории распространения рояльной гармоники существовало два вида сбыта инструментов: «поделка на заказ» и продажа на рынке. Инструмент, сделанный на заказ был самым дорогим и престижным, в нем были учтены индивидуальные пожелания заказчика. Лучшие мастера делали инструменты только на заказ, причем заказчикам приходилось ждать достаточно долго — от полугода до нескольких лет

Эпилог

Мастерам-рояльщикам удалось создать инструмент, звуковые характеристики которого идеально соответствуют сложившейся традиционной вокальной манере на территории его распространения.

А.М.Мирек, рассказывая о мастерах в книге «Гармоника. Прошлое и настоящее», отмечает, что «даже лучшие мастера — специалисты по городским моделям (частности, лучшей из них — баяну) не состоянии были создать и не создавали никаких национальных конструкций (могли лишь, в лучшем случае, снять копию с представленного образца)». Это утверждение применимо и к современности. Только мастера-кустари, глубоко любящие, знающие свое дело и традиционную музыкальную культуру своего региона, создавали и создают гармоники региональных моделей, и в этом мастерстве нет им равных.

Видео о мастере Владимире Мелихове, делающем елецкие гармоники:

Добавить комментарий