Самоучители игры на гармони: учат ли они играть?

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Хочется сказать пару слов о современных самоучителях игры на гармони. В настоящее время самыми ходовыми самоучителями, которые можно встретить в продаже и которые ещё издаются,  являются:»Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке» П.Лондонова и «Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике» Р.Бажилина. Их вполне реально купить в магазинах музыкальных инструментов, в которых, как правило, есть и кое-какая методическая литература для музыкантов.

samouchiteli

Кстати, в далеком уже 2007 году, когда я всерьез взялся за обучение игре на гармони, сам факт существования самоучителей для этого инструмента был для меня под большим вопросом: доступа в интернет не было, идея сайта «Русская гармонь» — нынешнего центра притяжения начинающих (и не только) гармонистов-ещё, наверное, только собиралась придти в головы его создателям, а саму гармонь можно было увидеть и услышать разве что в программе «Играй,гармонь!».

Самоучители Лондонова и Бажилина,сравнение

И я казался сам себе последним из могикан, который неизвестно зачем мучает себя и соседей нудным пиликаньем… Но однажды, прогуливаясь по Невскому проспекту, без всякой задней мысли решил заглянуть в магазин, что напротив Казанского собора («Северная лира» что ли он называется?…) и к своему большому удивлению, перерыв не одну стопку всяческой музыкальной литературы, наткнулся на  заветное пособие с заголовком «Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. Р.Бажилин «. Дрожащими руками отдав деньги, я чуть ли не бегом направился домой, изучать «грамоту»… И самым приятным было то, что до некоторых вещей, которые там излагались, уже дошел сам, без посторонней помощи.

Самоучитель Лондонова появился у меня уже спустя довольно приличное время после  Бажилина(куплен в том же магазине). И я сразу же увидел, что он был бы для меня гораздо предпочтительней, попадись он мне раньше. Прежде всего из-за того, что в своем самоучителе игры на гармони  Роман Бажилин применяет нестандартную, самостоятельно упрощенную, нотную запись басовой партии(аккорды в левой клавиатуре он решил обозначать одной нотой, якобы для простоты), что вряд ли благоприятно скажется при дальнейшем изучении нотной грамоты, так как все ноты для гармони используют традиционную запись аккордов по количеству звучащих в них нот, и начинающий гармонист, приноровившийся читать ноты по «системе» из этого самоучителя, скорее всего испытает трудности, начиная разучивать что-то из других источников.

В этом плане самоучитель игры на гармони П.Лондонова смотрится выигрышнее, так как обучение нотной грамоте в нем идет по традиционной методике без излишних и вредных упрощений. К тому же, в нем на последних страницах есть очень удобная и наглядная картинка с раскладкой клавиатур, на которой показано соответствие  клавиш обеих клавиатур расположению нот на нотном стане. Самоучитель Бажилина, к сожалению, такой картинкой похвастаться не может…

Есть, правда,один момент, который, на первый взгляд, можно записать ему в плюс: там есть целая глава, в которой рассматриваются принципы подбора мелодий на гармони на слух и теоретическая основа этого занятия. Но изложено это в малопонятной форме для гармониста, только начинающего изучать теорию музыки, и вряд ли будет представлять какую-либо ценность для него. Во всяком случае, лично я, в свое время, ничего не понял из изложенного. Пожалуй единственный безоговорочный плюс самоучителя Бажилина состоит в том, что в нем уже на второй странице ученику объясняется, как сразу  играть «Цыганочку» в левой клавиатуре, что может быстрее вызвать азарт и живой интерес  к гармони и стать дополнительным стимулом для будущего гармониста  к продолжению обучения.

Самоучитель Тышкевича

Существует, также, «Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике» Г.Тышкевича. Тоже, в принципе, неплохое пособие для начинающих, которое не особо отличается от самоучителей Бажилина и Лондонова кроме одного момента: в нем, помимо традиционной гармони-хромки, рассматривается еще и трехрядная гармонь 33х25 собственной конструкции(Г.Тышкевич-не только композитор, подаривший нам немало замечательных обработок мелодий для гармони, но еще и конструктор гармоник), которая, впрочем, не получила широкого распространения. Этот самоучитель, насколько я знаю, сейчас не издается, но его можно найти на просторах всемирной паутины.

Недостатки существующих самоучителей

Теперь хочется сказать про общие недостатки, пожалуй, любых из существующих самоучителей игры на гармони. Самым существенным из них является(и это не только мое мнение) то, что они не учат игре на гармони, как на ГАРМОНИ. То есть, они не учат выгодно использовать некоторые характерные особенности гармони, отличающие её от баяна и аккордеона, такие как меньший размер и весьма ограниченный звукоряд, а так же своеобразное звучание.

Начинающий гармонист, выучившийся только по самоучителю  и не имевший возможности быть направленным в нужное русло кем-либо более опытным, скорее всего будет играть на гармони, как на баяне. Проблема тут кроется в том, что самоучители эти написаны людьми с классическим музыкальным образованием, имеющими к гармони весьма далекое отношение( Бажилин-профессиональный аккордеонист, Лондонов-композитор). А перенос баянной школы на гармонь это не есть хорошо и правильно. Например, П.Лондонов в своём самоучителе даёт, как аксиому, утверждение, что нельзя менять направление движения меха(сжим-расжим) при звучании одного звука(а такой подход характерен именно для баяна), и совсем не упоминает, а, возможно, и не знает, что в традиционном исполнительстве именно работа мехом занимает одно из первых мест в арсенале средств повышения выразительности игры, и смена направления движения меха на одном звуке является осознанной необходимостью во многих случаях. У гармони должна быть своя специфика, так как по своим музыкальным возможностях она сильно уступает и баяну, и аккордеону(что бы там ни говорили о том, что на гармони можно сыграть всё, что угодно).

Таким образом, все ныне существующие самоучители игры на гармони-хромке, скорее можно рассматривать, как пособия для изучения азов нотной грамоты для гармониста, чем как полноценную литературу, обучающую именно игре на гармони со всеми её особенностями. В этом плане,более полезными будут упражнения и гаммы Евгения Дербенко для развития аппликатуры.

Чем полезны самоучители

Но, тем не менее, человеку, решившему учиться играть на гармони, хочется посоветовать не пренебрегать помощью самоучителя, особенно, если больше некому помочь и наставить. Мой совет, исходя из вышесказанного: выбирайте самоучитель П.Лондонова или Г.Тышкевича. Бажилин-только в случае недоступности других.

Но не забывайте, что не стоит воспринимать то, что дается в  самоучителях игры на гармони, как «библию» гармониста. Самая большая(и, наверное, единственная) их ценность в том, что они позволят начинающему гармонисту познакомиться с нотной грамотой(при соответствующем желании). Нужно ли ему это- пусть каждый сам для себя решает. В любом случае, не стоит ограничиваться только самоучителями. Нужно постоянно искать и другие доступные и подходящие для себя способы совершенствования  мастерства игры на гармони. И делать это всю жизнь.

Комментарии: 4
  1. Николай

    1. Никакой самоучитель не поможет если нет слуха!
    2. Записи нот басовой партии всегда записывают для экономии времени в упрощенной форме.
    3.смена направления движения меха при игре на гармони осуществляется через, как правило, четыре такта. Смена направления движения меха на звуке не допускается, т.к. Это искажает мелодию. Автор заметки перепутал смену движения меха и меховое тремоло, когда внутри такта на одном звуке подергивают мехом для украшения мелодии. О мелизмах ( других приемах украшения мелодии) умолчу.
    4. Об аппликатуре- смене пальцев во время игры на гармони. Начну с баяна. До войны на баяне играли На правой клавиатуре 4 пальцами. Как на гармони. После войны баянисты новаторы стали применять 5 пальцев. Мнения разделились. Тогда новаторы предложили великим баянистам старой школы сыграть гаммы 5 пальцами. Все сыграли по- разному и одним пальцем и двумя- терциями, секстами, квинтами.. И пришли к выводу, что хотя и не привычно, но удобнее играть 5 пальцами. Так, начали учить в муз.школах игре 5 пальцами. А сегодня о 4- х пальцевой аппликатуре на баяне и не вспоминают! Что касается гармони, то гармонично- самоучка играют 4 пальцами, а профессионалы уже пятью. Целые научные труды посвящены активности каждого пальца при игре. Самым активным считается указательный, затем средний палец, далее безымянный и, наконец, мизинец. А самым медлительным- большой. При игре гамм можно заметить, что самое удобное чередование пальцев указательного и безымянного, сочетание остальных медленнее из- за того, что таково устройство руки. Правильная смена пальцев не так утомляет руку во время игры. Я большой палец применяю при игре на гармони на диезах и на дальнем ряду клавиш от меха. Например. При переходе: фа диез указательным, а соль диез — большим, таким образом, освобождаются другие пальцы для дальней игры. В самоучителях указывается над нотами цифра, которая обозначает каким пальцем нажимать на кнопку. И существуют правило смены пальцев из опыта, но все же гармоники сам из индивидуального строения руки для удобства игры сам выбирает манеру игры.

    1. Дмитрий

      Баян это аккордеон и на нем всегда играли всеми пальцами. К чему плодить эти мифы. «До войны» просто образование в СССР отставало желать лучшего в т.ч. музыкальное. На баяне можно дотянуться до любого интервала используя 4 пальца. Поэтому и возник миф про «4 пальца». Тем не менее созвучия из 5 нот вы 4 пальцами никак не сыграете. А значит шах и мат. На гармони не хватит гаммы под 5 нот. Поэтому 4 пальца. Всё очень просто если не выдумывать и следовать теории.

  2. Юрій

    Чи є самовчитель для діатоніки?

  3. Сергей Акимов (автор)
Добавить комментарий