Н.И.Белобородов и его гармоника

beloborodovРусский музыкант-самородок, тульский рабочий-красильщик(имел свою собственную красильню, которая, впрочем, не приносила больших доходов) Николай Иванович Белобородов(1828-1912гг), который с детства был страстным музыкантом-гармонистом и в течении всей своей жизни мечтал создать новую гармонику с хроматическим строем,  жил в том самом доме в Туле, где в настоящее время действует мемориальный дом-музей его имени.  Именно в этом доме в 1878 году(по другим данным-в 1871году) разрабатывалась  первая  хроматическая гармоника в России(многие исследователи считают, что она была ещё и первой в мире). И именно в этом доме Николай Иванович репетировал с двумя своими дочерьми, Софьей и Марией.  Таким образом, в 80-е годы девятнадцатого века сложилось первое трио хроматических гармоник. Гармоники эти были изготовлены по заказу Н. И. Белобородова знаменитым в то время мастером Леонтием Чулковым.



Во время первых репетиций Николая Ивановича с дочерьми можно было часто наблюдать, как под окнами его особняка собирались жители Тулы, заслышав такие чарующие звуки этих хроматических гармоник и пытавшихся угадать, что же это за инструменты звучат, на чём играют?

Особенности конструкции гармони Чулкова-Белобородова

В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати клавиш второго ряда имели квадратную форму. Гармонь эта при нажатии одной и той же клавиши, издавала разные звуки при смене направления движения меха.

На белых клавишах Белобородов сохранил звукоряд «русской гармоники». Клавиатура для левой руки(басовая) состояла из размещённых в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоней и баянов и, помимо басов, имела два-три мажорных аккорда и два минорных. Басы были двухголосые. В аккордах звучали по три язычка, наклёпанных на одной стороне голосовой планки(язычки с другой стороны планки давали уже другой аккорд). При участии Белобородова, впоследствии, тульскими мастерами было изготовлено 20 таких гармоник.

Из-за ограниченного аккомпанемента и разных звуков на сжим-разжим меха, гармонь эта была не очень удобной для одиночной игры(частая смена направления движения меха, затруднения в исполнении аккордов). Да Белобородов и не совершенствовал свои гармоники в этом направлении. Всё его внимание было приковано к улучшению их звука и тембра.

Инструменты, изготовленные мастерами А.А.Глаголевым и Л.А.Чулковым в 70-80-х годах 19-го века, были трёхголосыми и имели два голоса, звучащих в унисон и один-на октаву ниже. Они также имели переключаемые регистры, резонаторы особой конструкции с совершенно не типичным размещением голосовых планок, устройства, смягчающие звук, акустические камеры.

Наработки, применённые в тех гармониках, лишь сравнительно недавно нашли широкое применение в современных профессиональных инструментах. Потому они и представляю такой большой интерес.

chulkov
Поперечный разрез гармони конструкции Л.А.Чулкова:  1-гриф с клавиатурой, 2-основной ряд клавиш(белые), 3-второй ряд клавиш(чёрные), 5, 6, 7, 8-основные голосовые планки, 4, 9-планки с голосами на октаву ниже, 10-клапаны первого ряда клавиш, 11-клапаны второго ряда клавиш, 12-металлическая скоба, по которой скользила петля 13 для большого пальца правой руки(гармоники эти не имели плечевых ремней и держались просто на коленях)

 

glagolev
Гармоника мастера А.А.Глаголева(поперечный разрез): 1-гриф с клавиатурой, 2-основной ряд клавиш, 3-дополнительный ряд клавиш, 4, 5, 8, 9-голосовые планки, звучащие  в унисон, 6, 7-голосовые планки, настроенные на октаву ниже, 10-клапаны второго ряда, 11-клапаны первого ряда, 12, 13-регистровые пластины, 14-скоба, по которой перемещается петля 15 для большого пальца

Оркестр хроматических гармоник Белобородова

Николай Иванович является, также, создателем первого в мире оркестра хроматических гармоник.

pervyi-orkestr-hromaticheskih-garmonik
Поскольку участниками оркестра были простые рабочие оружейного, патронного заводов, люди бедные, он, будучи большим энтузиастом и любителем гармоники, на собственные деньги, вырученные от продажи своей красильни, заказал целую серию оркестровых гармоник разных тембров: от пикколо до контрабаса.

Одним из больших любителей послушать выступления этого оркестра был и Л.Н.Толстой. Белобородов имел дачу в Козловой засеке, по соседству с Ясной поляной, где и познакомился с великим писателем. Знакомство это, впоследствии, переросло в дружбу. Лев Николаевич часто приходил на концерты Белобородовского оркестра и даже давал некоторые советы по выбору репертуара.

Первое публичное выступление оркестра Белобородова состоялось 22 февраля 1897 года в зале Дворянского собрания Тулы, после чего он систематически давал концерты в разных городах страны.

Оркестр В.П.Хегстрема

После распада оркестра Белобородова, один из учеников Николая Ивановича, Владимир Петрович Хегстрем, создаёт свой оркестр хроматических гармоник и, чуть позже, при поддержке единомышлеников и оркестрантов, первое в России Общество любителей игры на хроматической гармонике.

hagstrem orkestr
10 декабря 1907 года состоялось триумфальное выступление этого оркестра гармонистов в Москве. Это был первый случай, когда гармонь зазвучала в Московской консерватории и заявила о себе, как о полноценном инструменте. Афиша этого выступления до сих пор хранится в мемориальном доме-музее Белобородова в Туле.

Хегстрем, также, писал и произведения для гармоник. Одним из его произведений был марш «За славу гармоники», ставший гимном общества гармонистов.

Сергей Акимов

Добавить комментарий