Гармонь-инструмент праздничный. Когда на душе невесело, брать её в руки-всё равно, что решиться на грех. На грех по отношению к одному из самых удалых музыкальных спутников человека.
Гармоника Франтишека Киршника
Пока российский народ томился в оковах крепостничества, гармонь была инструментом высшего света, страшно далёким от крестьянских масс: на нём играли барышни, старательно выводившие мелодию на инструменте, который был изобретён в России для узких и профессиональных нужд настройщиков органов. Его создал чех Франтишек Киршник, органных дел мастер,трудившийся при царском дворе. Гармоника, представленная публике в 1783 году, мало походила на современную, но общим был ключевой принцип звукоизвлечения гармони-при помощи колебаний металлического язычка под воздействием потока воздуха, щипков, нажатий или ударов.
Гармоника Киршника была гармоникой дворянских салонов. Барышни, освоившие клавикорты и другие клавишные инструменты, с лёгкостью осваивали гармонику Киршника, потому что там была такая же клавиатура органно-фортепианного типа(это был настольный инструмент, одной рукой играли, другой подавался мех).
Этот салонный инструмент чешского настройщика органов не получил развития, а потому многие считают, что российская гармонь ведёт родословную от двух западноевропейских инструментов: первый-губная гармошка Кристиана Бушмана-появился на свет в начале 1820-х в Берлине, а второй-аккордеон Киррила Демиана-был запатентован в Вене в конце 1820-х годов.
Заслуга немца в том, что добавил в конструкцию губной гармошки воздушный резервуар или-меха. Австриец, же, разделил корпус инструмента на две половины, соединённые этими мехами, с клавиатурами для правой и левой руки. Внутри этих половин и прятались те самые металлические язычки, которые появились впервые в России, при царском дворе.
Иван Сизов и его первая гармоника
В 1830 году известный тульский оружейник, мастер Иван Сизов, увидев на ярмарке удивительный заморский музыкальный инструмент, настолько вдохновился им, что не пожалел 40 рублей ассигнациями(это большая сумма по тем временам) и купил гармонику. Затем он, как опытный мастер, разобрался в её конструкции, изготовил свою гармонь, сделал несколько гармоней для своих близких и потом даже начал их продавать.
Дело пошло так успешно, что на будущий год уже вся округа на Масленичной неделе пела и плясала не под балалайку, а под гармонику.
В народе гармонь окончательно вытеснила с музыкального олимпа балалайку лишь после того, как фактическое рабство было отменено в 1861 году. Крепостным было не до радостей и развесёлых песен. Они и музыкально страдали.
Свобода расширила границы музыкального веселья: во второй половине 19-го века, когда всё больше уходили в прошлое протяжные народные песни, входили в практику плясовые наигрыши, задорные частушки. Именно этому характеру песенного материала отвечали возможности гармоники, в частности, саратовской. Голосистая, задорная, звонкая, она была специально сконструирована с расчётом на игру весёлых, праздничных, залихватских мелодий.
Саратовская гармоника и её отличия от тульской
К началу двадцатого века саратовская гармоника уже приобретает тот вид, к которому мы сейчас привыкли. Это-тёмного цвета полированный корпус, это-металлические, чаще всего-мельхиоровые, накладки, меха, обклеенные сатином или даже бархатом, очень дорогой лайковой тонкой кожей. С правой стороны от 8 до 12-ти клавиш, с левой стороны-3-4 клавиши, которые управляли басами и, в том числе, две кнопки, благодаря которым и звучат знаменитые колокольца саратовской гармошки.
Если у тульской гармони все клавиши с рычагами наружи, то у саратовской они полностью спрятаны в гриф, и только маленькие металлические клавиши доступны исполнителю. Это требует от исполнителя гораздо более тонкой мелкой техники. С другой стороны, эта гармошка гораздо более прочная.
Над изготовлением гармони умельцы, подчас, работали целый год. Подбирали древесину, чаще всего-липу или ель, сушили её, как говаривали, «до звонкости», с ювелирной точностью вытачивали металлические язычки.
Почему в России столько разновидностей гармоник
Мастер, создавая гармонь, приспосабливал возможности инструмента к характеру народной музыки, популярной в конкретной местности. Так, первая из многочисленных видов российских гармоней-тульская-в первозданном виде никак не подходила для аккомпанемента песням, что пелись в окрестностях Тулы. Тогда мастера начали экспериментировать с тональностями, чтобы гармонь и голоса певцов звучали в унисон.
Потому-то Россия и переполнена разновидностями гармоней. Они отличаются музыкальным строем и внутренним содержанием. В Европе же, инструменты непохожи, разве что, по форме: у них разная отделка (материалы и декор).
Российские гармони так сильно разнятся, что виртуоз, владеющий, например, елецкой рояльной гармонью, будет испытывать трудности при игре на примитивной ливенке или же-на особой, саратовской, гармошке.
О гармонистах
Гармонистами становились чаще всего те люди, которые от природы были наделены какими-то музыкальными способностями. Как правило, они самостоятельно обучались этому мастерству и если понимали, что это их музыкальный инструмент, то развивали свои способности, очень часто играя на праздниках, на свадьбах, придумывая очень часто и свои мелодии, а не только повторяя какие-то известные песни, плясовые и частушки.
Денег у простого люда всегда было мало, а желания играть на гармони и петь под гармонь-много. Поэтому мастера не чурались делать инструменты и конвеерным методом, когда один человек отвечал только за одну конкретную операцию. Получалось быстро, достаточно качественно и при этом-недорого.
В некоторых областях гармонь была не только духовной выразительницей чувств, но и самой ,что ни на есть, материальной. Знаменитые ливенские гармони родились в Орловской губернии, были одними из самых примитивных по конструкции, и самых дешёвых в производстве. Их голосом восхищались в унисон Тургенев и Лев Толстой. Есенин пропел им оду в стихах.
Но больше всего их любили женихи: обращением с ливенкой они давали понять невесте, мила она сердцу или нет. Свататься ходили с гармонью, причём, обязательно с новой. В народе приговаривали:»новая девушка-новая ливенка». Если сватовство проходило удачно, жених начинал радостно растягивать меха, а если девушка отказала или просто пришлась не по сердцу, то жених бросал свою гармонь у порога невестиного дома, разбивая её вдребезги.
Кроме того,народный «сборник» мелодий для гармони (не только для саратовской) включал две важные части: «к ней» и «от неё». Идёшь на свидание-играешь «к ней», возвращаешься-играешь «от неё».
Гармонь сегодня
Гармонь за полтора столетия крестьянской свободы стала на селе своей. Но, новый век может приговорить её к смерти: даже в Саратове, где инструмент всегда был любим и популярен, от былого всевластного царства гармони остались лишь музыкальные островки.
В настоящее время остался в Саратове только один мастер, который может изготовить саратовскую гармонику. Процесс её изготовления занимает около полугода. А когда существовал в Саратове цех, где выпускали серийно концертные гармоники, выпускалось за год около 200 гармоник.
Пётр Текучев, мастер по изготовлению саратовских гармоник:
«Я поступил на работу учеником в 1947 году. Тогда была такая организация-артель «Музыка». Было там человек 12-13. Концертные гармони делали по операциям… А чтобы хорошее звучание было, мастер должен делать один. Инструмент как живой. Он дышит, он говорит… Многое можно сказать об этом инструменте…»
Очень печально, но свои позиции легендарная саратовская гармоника-инструмент с колокольчиками и сочным звуком, под который пела на фронте Лидия Русланова, утрачивает… Виной тому-время, что питается другими мелодиями, люди, что готовы отказаться от переборов удалого гармониста, и образ жизни, где всё спланировано и нет места экспромту. Гармонь,ведь,живёт импровизацией. И эта игра сродни волшебству, когда не нужно знать нот: мастерство рук и тонкость души создадут чудо залихватской гармонью и без неприкасаемого и скучного нотного текста.
Статья написана на основе материалов из программы «Сферы» ТВ-канала «Культура»
Чиатайте,также:
—Елецкая рояльная.Спасти и сохранить.