Елецкая рояльная: спасти и сохранить

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

eletskaya-garmonНа главной аллее городского парка оживленная группа пожилых людей. Издалека не сразу и сообразишь в чем дело: топают, руками взмахивают. И только подойдя ближе, миновав плавную волну музыки духового оркестра, слышишь характерные звенящие переливы рояльной гармошки, с которым соперничают звонкие голоса частушечниц. Это наша елецкая матаня. Привычная всем жителям города картина. Каждый ельчанин хотя бы раз в жизни видел матаню или бывал на ней в качестве участника. Мы так к этому привыкли, что даже внимания иной раз не обращаем, головы не повернем, проходя мимо.

И все-таки в ближайшие выходные найдите время и придите в городской парк. Пока еще сравнительно тепло, гармонисты и частушечники собираются на главной аллее парка, недалеко от открытой эстрады. Пойдите и посмотрите на этих людей. Послушайте, как звенит гармонь в руках немолодого гармониста, как «выпаливают» частушки пожилые женщины, успевая при этом ловко выдавать ногами «дробушки». Посмотрите и послушайте. Очень скоро этого нигде нельзя будет ни услышать, ни увидеть. Елецкая матаня умирает…

Когда в начале 80-х годов прошлого века в Ельце создавался клуб любителей рояльной гармошки и братья Заволокины снимали в Ельце легендарную передача «Играй, гармонь», на еженедельные матани в парке ходило более 50 гармонистов. Случайных гостей, людей, приезжавших из окрестных сел, и тех, кто играл на гармошке для себя, а на публику стеснялся, — никто не считал, поскольку их было очень много.

Анастасия Андреевна Архипова, которая возглавляет народный отдел в городском Дворце культуры и со времен Заволокиных бессменно руководит клубом гармонистов при ДК, рассказывает, что 25 лет назад, когда в городе проходил ежегодный конкурс гармонистов, все участники проходили предварительно прослушивание. Отбор был жесткий, поскольку в Ельце знатоков и мастеров игры на рояльной гармони было много.

В этом году в День города состоялся 25-й, юбилейный, конкурс. Отбора участников не было, поскольку записались 18 гармонистов, из которых на рояльной гармони играли 10 человек.

— Мы скоро не за мастерство игры будем награды давать, а за то, что человек играет на рояльной гармошке, — грустно шутит Анастасия Андреевна.

Таким образом, подсчитать, сколько всего осталось в нашем городе людей, умеющих играть на рояльной гармошке, несложно. Вот эти десять человек и есть. Это в нашем-то городе, который издавна славился гармонистами и уникальной, единственной в своем роде гармонью!

Вообще, стоит пообщаться с елецкими любителями и знатоками гармони. Здесь, в этой среде, осталось много такого, чего больше нигде в наше время и не сыщешь. Здесь не услышишь кургузых, насаждаемых телевидением на западный манер имен с фамилиями. Людей именуют по отчеству: Афанасий Иванович, Валерий Иванович, Василий Федотович. Частушки «с солью и перцем» да с матерком — тут не редкость, но нельзя сказать, что на них стоит матаня.

Анастасия Андреевна вспоминает, как группа «Елецкая матаня» участвовала в многообещающем, но бесславно прервавшемся телевизионном конкурсе «Эх, Семеновна!». Организаторы его, ориентированные на псевдонародную «клюкву», вначале просто не поняли ельчан, когда те выстроили выступление с плавными уважительными поклонами, чинными «страданиями» и в общей манере, присущей чопорным деревенским прогулкам. Им — «с солью и перцем» подавай тексты.

В этом году умер Александр Тихонович Гришин. Один из последних мастеров, если не самый последний, кто знал, как настроить и отладить гармонь. Родился он в 1922 году, воевал, был участником сражения под Прохоровкой. И всю жизнь не выпускал из рук гармони. a-matiyuhinНесколько лет назад ушел из жизни Афанасий Иванович Матюхин — непревзойденный исполнитель-виртуоз. Нет больше с нами Николая Ивановича Клокова, Петра Ивановича и Егора Ивановича Горбуновых, Василия Васильевича Попова, Алексея Ивановича Воротынцева. Что они и другие мастера и любители гармони оставили после себя? Не так уж и мало. И записи игры, и коллекции гармошек, и благодарную память. Не оставили главного — учеников и последователей.

Каждый мастер играет «на роялке» в своей индивидуальной манере. Да и гармошки в те времена, когда их можно было еще изготовить на заказ, «строились» под голос и манеру будущего владельца. Приемов игры знаменитого Афанасия Ивановича Матюхина, например, так никто освоить и не смог. И каждый из нынешних живых и здравствующих мастеров играет так, что знаток с закрытыми глазами отличит одного от другого. Очень знаменит сегодня на матане Василий Федотович Дронов. Играет, как скажет любой сведущий в музыке человек, «на трех нотах», а гармонь так звучит, что ноги сами идут в пляс! Свою, присущую только им, манеру имеют ельчанин Валерий Иванович Молчанов и житель Улусарки Александр Петрович Рыбин.

Уходят мастера, их инструменты выставляются на продажу. Стоит хорошая, настроенная гармошка не менее 20 тысяч, и уходят эти инструменты из нашего города влет. Один за другим. Хороших, настроенных, «поющих» инструментов в городе сейчас осталось примерно столько же, сколько действующих гармонистов. Ну, может быть, немного больше, с учетом того, что у некоторых не одна, а две или три гармони.

Вот так вслед за гармонистами уходят и гармони. И очень скоро знаменитая рояльная гармошка — один из символов нашего города — станет настоящей редкостью. Экскурсоводы расскажут туристам о том, что была у нас в Ельце когда-то знаменитая «роялка», покажут неиграющие образцы, которые молчат и покрываются пылью на музейных витринах, видеозапись, на которой будут танцевать странные пожилые люди…

И что, скажет иной философически настроенный читатель, все когда-нибудь умирает, уходит. Нет в наших современных домах, например, ткацких станков, уходят и другие приметы старого быта. Пришел срок и рояльной гармошке.

Так, да не так.  Спрос на елецкую рояльную гармонь есть и немалый. Инструменты раскупаются, уходят в столичные частные коллекции и в кавказские аулы, где любят звонкий голос гармоники. И среди наших молодых людей есть интерес к старинному инструменту. Все знают замечательного молодого исполнителя Александра Черных. Со своей гармонью он — украшение любого концерта или свадебного застолья. Растет и ему смена — школьник Антоша Паршин уже завоевал симпатии знатоков рояльной гармошки.

Анастасия Андреевна убеждена, что если бы создать условия, молодые люди в Ельце охотно обучались бы игре на рояльной гармони. Сейчас даже при наличии острого желания учиться — это непросто. Где найти учителя, если гармонистов в Ельце по пальцам можно пересчитать, а профессиональных исполнителей среди них и того меньше? Где раздобыть инструмент, такой, чтоб можно было на нем учиться? Где, наконец, собираться ученикам с учителем?

Если мы действительно хотим сохранить рояльную гармонь в Ельце, то самое время озаботиться этими вопросами.

О. ЕЛЬНИКОВА.

P. S. Уже несколько раз на матаню, которая проходила последние годы на набережной реки Сосны, приходил молодой человек. Совсем молодой парень. Стоял, слушал. С интересом и даже с жадностью расспрашивал гармонистов. Анастасия Андреевна спросила его: «Сам-то играть умеешь?». «Нет, только так, пробую!» — засмущался парень. «Ну, бери гармонь, поиграй!». Парень просиял, вздохнул… и не решился. Погладил костяшки клавиш и с тем отошел. Может быть, когда-нибудь все-таки решится?

Источник:«Красное знамя»-елецкая городская общественно политическая газета.

Читайте,также:
Гармонь.По нотам или на слух?

Добавить комментарий