Наверное, многим известно, что в массовом производстве язычковых музыкальных инструментов цельные планки (голосовые) не применяются. Естественно возникает вопрос: «А почему?». Особенно, учитывая их явные преимущества перед кусковыми планками в качестве звучания? Всё дело в том, что любое массовое производство требует унификации комплектующих.
Кусковые планки в массовом производстве удобнее: не нужно браковать целый ряд голосов, если допущена ошибка при наклёпке одного из них или при повреждении одного проёма, как пришлось бы делать в случае с цельной планкой. Достаточно заменить отдельный кусочек с парой голосов. Тоже самое справедливо и при ремонте гармони. Это однозначное и неоспоримое преимущество кусковых планок перед цельными.
К тому же, цельная планка-это гораздо большее количество ручного труда(например, растирка проёмов до нужных размеров и под нужным углом).
К тому же, цельные планки, применяемые как в кустарных, так и в заводских гармонях высокого класса, изготавливаются из латуни, которая, имея гораздо большую плотность, чем дюралюминий, ещё лучше противостоит ненужной передаче энергии от голоса к планке.Ещё одна особенность цельных планок: при звучании одного язычка, соседние язычки тоже приходят в первоначальное возбуждение, что улучшает их «ответ», когда приходит их очередь звучать. Хотя здесь немалую роль играет также то, что при изготовлении цельнопланочных аккордов значительное внимание уделяется плотной подгонке язычка к голосовому проёму с целью минимизации зазоров.
Как правило, гармони, имеющие голосовую часть на цельных планках, звучат совсем по другому: звук гораздо мощнее «кусковых» гармоней, к тому же, имеет более выразительную тембральную окраску.
И это тот самый звук, которым пели русские гармони в недалеком прошлом и под который пели и плясали наши бабушки и дедушки(у кого-то и родители, а кто-то и сам). А современные кусково-пластиковые фабричные творения не идут ни в какое сравнение с гармонями мастеров прошлого(если говорить о ширпотребе).
Только очень дорогие гармони с высококачественными кусковыми голосовыми планками могут потягаться с хорошими кустарными гармонями по качеству и красоте звука.
И уж точно, никакие наши Чайки и Тульские(типа 301 и «Куликово поле») не дотянутся до, например, Нижегородских и Кирилловских гармоней, которые по-настоящему ласкают слух и душу, потому как сделаны людьми, досконально знающими и любящими свое дело и не скованными рамками стандартов и времени.
Читайте,также:
—Характеристики некоторых моделей Тульских гармоней