При общении на некоторых форумах, посвященных гармони и обучению игре на ней, мне часто приходилось видеть вопросы и суждения на тему «как играть на гармони: по нотам или на слух?». Причем, два этих способа, по совершенно непонятной лично мне причине, почему-то выносятся на обсуждение, как взаимоисключающие.
Почему наши деды не играли по нотам
Чаще всего высказываются в пользу игры на гармони именно на слух, абсолютно отрицая необходимость знания хотя бы азов нотной грамоты. Мол, наши деды, жившие в деревнях, где гармонь была всегда в почете, нот никогда и знать не знали, а играли-дай бог каждому! Да, это так… Но тут, на самом деле, есть небольшая проблемка: наши деды имели возможность слышать гармонь практически каждый день и перенимать опыт игры у хороших гармонистов и на слух, и визуально(то есть, наблюдая за движением пальцев по клавишам).
Это первое. Второе: они применяли гармони для того, для чего они собственно и приспосабливались все 200 лет своей истории: то есть, по большей части-для исполнения плясовых и частушечных наигрышей и народных песен. Приспосабливался звукоряд, приспосабливалось расположение клавиш и приемы игры… Но было бы ошибкой думать, что в каждой деревне, каждый гармонист был виртуозом игры на гармони и играл обширнейший репертуар. Я, конечно, не являюсь большим специалистом в этой области, но могу с уверенностью предположить, что подавляющее большинство наших дедов-гармонистов играли лишь несколько наигрышей, наиболее популярных в каждой конкретной местности. Причем, в течении всей жизни они доводили мастерство исполнения этих наигрышей до высочайшего уровня.
К тому же, как упоминал Алексей Мехнецов на своем семинаре по традиционным наигрышам на гармони, большинство сельских гармонистов, с которыми ему доводилось общаться, вели записи, касающиеся музыки, на бумаге.То есть, эти самые гармонисты имели какое-никакое представление о нотной грамоте. Выходит, стремление к познанию теории музыки у них было и тогда! Другое дело, что мало, кто применял свои теоретические познания на практике.
Мы же, в отличие от наших предков-гармонистов пытаемся играть на гармони музыку, для которой этот инструмент изначально не приспособлен: вплоть до тяжелого рока и классической музыки! Сам видел в одной телепрограмме, как довольно известный гармонист играл джаз и классику на ливенской гармошке!… Вопрос «зачем?» будет уже совсем не по теме этой статьи, но меня тогда сильно передернуло и в голове возникла мысль: а почему никто не играет частушки на органе?…
Зачем изучать нотную грамоту гармонисту
Так вот, к чему я всё это пишу… Лично мое мнение: начинающему гармонисту знать азы нотной грамоты будет ну очень полезно! Потому что, многие песни, которые мы пытаемся исполнять на гармони сегодня, часто содержат моменты, которые просто физически невозможно сыграть на стандартной хромке 25х25. Ну нет там такой ноты и всё! Ну хоть ты тресни!… И вот сидит какой-нибудь начинающий гармонист, подбирая что-то на слух и в муках пытается понять,»где же эта заветная кнопка?»… А нету её…
Конечно, можно не мучиться и просто заменить её другой, «похожей». Но во многих случаях это будет грубым искажением мелодии, что далеко не всегда допустимо(однако, часто делается многими гармонистами).
Из личного опыта: со мной была похожая ситуация, когда я подбирал на слух «Подмосковные вечера» (по игре Геннадия Васильева).Там есть момент, где новичку будет совершенно непонятно, как его сыграть. Я подобрал этот момент, но подобрал неправильно, с фальшью… Спасибо Виталию Алексееву, администратору сайта «Русская гармонь», он подсказал, как это играть.
Такие же трудности поджидают молодого гармониста в песнях «Ой,цветет калина…«, «Синий платочек», «Каким ты был, таким ты и остался…» и других. Поэтому всем, кто берется играть на гармони я хочу посоветовать: учите нотную грамоту. Вам вовсе не обязательно углубляться в её дебри. Главная задача, для начала-запомнить и понять соответствие расположения нот на нотном стане расположению клавиш на клавиатуре и запомнить смысл специальных знаков(всё это достаточно понятно рассказывается в самоучителях). А параллельно-подбирайте понравившиеся мелодии на слух(если он есть, конечно). А вот если слуха нет, а играть хочется, то дорога одна-ноты(если, конечно, не радует перспектива клянчить цифры по всему интернету).
Игра по нотам и на слух дополняют друг друга
Подведу итог всему написанному выше: в современных условиях, как я считаю, наиболее оптимальный подход при самостоятельном обучении игре на гармони это-изучение основ нотной грамоты с постоянными тренировками по подбору мелодий на слух. Эти два метода ни в коем случае не исключают друг друга, а наоборот-взаимодополняют и помогают безболезненно добиться успеха в обоих направлениях. И не нужно бросаться из одной крайности в другую…
Сергей Акимов
молодец согласен с вами полностью .