Голосовые планки,их конструкция и роль в звучании на примере венской гармоники

Планки в гармонике служат для прикрепления к ним звучащих язычков. Как показали опыты, планки оказывают некоторое влияние на громкость звучания инструмента. Наиболее сильное звучание может получиться лишь в том случае, когда толщина планки соответствует амплитуде колебания язычков (под амплитудой колебания язычка понимается наибольшее отклонение конца язычка от первоначального положения — положения равновесия — в процессе колебания).Ориентировочно средняя амплитуда колебания язычка равна 0,1 длины его колеблющейся части.

Обычно в практике для коротких язычков применяют более тонкие, а для длинных более толстые планки. В некоторых заграничных образцах басовые планки у колеблющегося конца язычков делаются более толстыми, а у неподвижного конца, наоборот, более тонкими.

Материал планки также несколько влияет на громкость звука. При одних и тех же размерах планок язычки дают более сильный звук в случае применения планок с большим удельным весом. Однако это влияние не так велико, чтобы отказываться в производстве гармоник от применения таких материалов как алюминий и дюралюминий, которые по сравнению с латунью, железом и цинком имеют меньший удельный вес.

На звучание инструмента оказывает огромное влияние величина просвета между язычком и планкой. Этот просвет важен в том отношении что он влияет на тембр и силу звука и на расход воздуха. Установлено, что при малых просветах сила звука больше; расход воздуха увеличивается вместе с увеличением просветов.

Рекомендуемые величины просветов между язычком и планкой следующие:

  • для концевых просветов всех язычков „мелодии» и „аккомпанемента»—0,03 мм;
  • для боковых — от 0,05 мм для высоких до 0,07 мм для более низких;
  • для басовых планок величина концевых и боковых просветов принята 0,1 мм.

На венской гармонике, как было указано выше, можно получить 32 разных по высоте звука с помощью правой руки, 7 басов и 10 аккордов к ним — с помощью левой руки. Часть звуков и аккордов можно получить на гармонике как при сжимании, так и при растягивании мехов, другую часть при движении меха, только в одну сторону.

Венская гармоника стандартного типа (так называемая четырехпланочная) имеет 8 планок, на которые наклепано 172 язычка.

В правой крышке корпуса помещаются 4 планки с 92 язычками, в левой крышке корпуса — также 4 планки, но с 80 язычками. Планки правой крышки делятся на планки мелодии 1-го ряда и планки мелодии 2-го ряда (по две планки на каждый ряд). Планки левой крышки делятся: на планки аккомпанемента и басовые планки, а именно: планка с аккомпанементом в 1-й октаве, планка с аккомпанементом в малой октаве, планка с басами в большой октаве и планка с басами в контр-октаве.

В соответствии со звукорядом венской двухрядной гармоники планки мелодии (правой крышки) имеют язычки с теми же звуками, которые указаны в звукоряде и под теми же номерами.

На рис. 42 и 42-а изображены планки мелодии 1-го и 2-го рядов с указанием настройки язычков.

Язычки наклепываются на планки с обеих сторон. Те язычки, которые наклепаны с лицевой стороны, во время игры будут звучать лишь при растягивании меха; язычки, наклепанные с обратной стороны планок (на рисунке у этих язычков пятки указаны пунктиром), будут звучать только при сжимании мехов.

Так как на каждый ряд мелодии имеется по две планки, настроенные совершенно одинаково, то и звучать каждый тон на правой стороне гармоники всегда будет в два язычка (в унисон)

Бывают венские гармоники, у которых каждый тон звучит в 3 и 4 язычка. Такие гармоники называются шестипланочными и восьмипланочными, в отличие от четырехпланочной, которая принята нами в качестве примера.

У этих гармоник в правой крышке корпуса имеется уже не 4, а 6 и 8 планок.

Стремление получить в гармониках одновременное звучание нескольких язычков объясняется желанием придать инструменту более сильный и резкий тон.

Язычки на планках левой крышки настраиваются одинаково с приведенным выше звукорядом этого инструмента только для басов.

На рис. 43 приведены планки с басами большой октавы и контроктавы с указанием их настройки.

Совершенно иначе настраиваются язычки на планках аккомпанемента (рис. 44).

Каждая планка аккомпанемента имеет по 26 язычков (по 13 на каждой стороне). Из этих язычков и набираются те аккорды, которые указаны в звукоряде венской гармоники.

А.А.Новосельский «Технология изготовления гармоник»

Добавить комментарий