Чтобы у слушателей не осталось сомнений, что гармонь может все, заслуженный артист России Геннадий Калмыков вышел на сцену Большого зала Нижегородской консерватории в смокинге и в сопровождении русского народного оркестра исполнил на «хромке» «Арагонскую хоту» Глинки, прелюдию в классическом стиле и первый концерт Дербенко.
Потом, переодевшись, музыкант продемонстрировал выразительные возможности инструментов других конструкций: «ливенки», «черепашек» и даже малюток величиной с мобильный телефон. Их он, подобно факиру в цирке, доставал из потайных карманов расшитого кафтана. Зрители были в восторге — в финале концерта зал встал и устроил овацию, скандируя несколько минут «браво!». Такого признания удостаиваются разве что Юрий Башмет или Денис Мацуев. После концерта в интервью «Нижегородским новостям» Геннадий Калмыков рассказал, как он «гражданство» поменял, что такое китайский шэн и о своем триумфе в Швеции.
— В одной энциклопедии прочитал, что прототипом русской гармони является инструмент, который создал в 1822 году немецкий мастер Бушман. Он отличается чем-то от моделей Чулкова, Сизова, Белобородова?
— Разница большая, роднит их только механизм: и наша, и немецкая конструкции — духовые язычковые инструменты. Заслуга наших мастеров неоспорима: они являются создателями единственной в мире русской пятиклапанной гармони. Если же заглянуть в глубь истории, одним из древнейших инструментов семейства гармоней является китайский шэн. Мастерство умельцев Чехии, Германии, России привело к эволюции шэна и появлению современных гармоней, баяна, аккордеона.
— Бытует мнение, что под гармонь можно лишь спеть частушку или сплясать «Барыню». Вы разрушили все стереотипы: играете переложения русской и зарубежной классики, оригинальную музыку современного композитора Евгения Дербенко. Знаменитый аргентинец, король танго Астор Пьяццолла открыл дорогу на академическую сцену бандонеону, то же самое вы сделали для гармони.
— Инструменты должны делиться репертуаром. Исполняют же баянисты и аккордеонисты фортепианные пьесы Баха, Шумана, Бузони. А чем гармонь хуже? Мне важно показать разнообразие стилевых и жанровых пластов, которые ей вполне доступны. Обычно свои сольные концерты открываю исполнением серьезной музыки и только потом перехожу к популярным мелодиям.
— Для вас существует понятие «престижный» зал или к концерту в сельском клубе вы подходите с такой же ответственностью, как к выступлению в Кремлевском дворце съездов в Москве?
— Я не делю слушателей на «столичных» и «провинциалов»: программа в каком-нибудь заводском или районном Доме культуры мало чем отличается от той, которую исполняю в Колонном зале Дома союзов или Кремлевском дворце съездов. Поражен, что сегодня на концерт приехали гармонисты и баянисты из разных районов Нижегородской области, например, отмеченные почетными званиями Валерий Охапкин из Сокольского и Иван Варнашов из Кстова, мастера-умельцы из Шахуньи. Встретился с ними и порадовался, что они по-прежнему верны нашему братству гармонистов, традициям, заложенным Геннадием Заволокиным — неутомимым пропагандистом русской музыкальной культуры.
— Как принимают русскую гармонь за рубежом?
— Там дорожат своими ценностями и с уважением относятся к культуре других народов. В испанской Каталонии ради любопытства зашел на дискотеку и был удивлен, что молодежь с удовольствием танцует пасодобль. Не брейк или что-то ему подобное, а свой национальный танец! В Швеции слушатели не отпускали меня шесть часов: их заворожил русский музыкальный фольклор. Мне потом сказали, что такого триумфа не знал даже прославленный квартет ABBA, выступавший в лучших концертных залах Европы.
Беседовал Владимир ШЛЫКОВ. 13 февраля 2009г