Гармонь-хромка

В предыдущих статьях на «Пой,гармоника!» уже было рассказано о нескольких видах гармоней, окончательный облик и внутреннее устройство которых, сформировались еще в 19 веке. Настал черед рассказать о той разновидности, которая  доминирует у нас в стране последние лет 60  и слово «гармонь» у большинства ассоциируется именно с ней. Это, так называемая,двухрядная хроматическая гармоника или-хромка. Сейчас, наверное, мало кто сможет точно назвать место и дату её рождения.

Основной считается версия о том, что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название «северянка»(не буду утверждать точно, но, возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако,существуют и некие данные, что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что, есть вероятность, что она гораздо старше, чем мы думаем.

У человека, имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос: а почему, собственно, эта гармонь называется хроматической, если звукоряд её основан на мажорной гамме, которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей, кроме трех, вынесенных в самый верх правой клавиатуры? Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью! Так же, как не называются хроматическими многие другие разновидности гармоней, такие, как саратовская, например, тоже имеющие несколько хроматических ступеней, вынесенных вверх клавиатуры.

Всё дело в том,что во времена, когда гармонь-хромка начинала активно распространяться (начало 20-го века), был изобретен баян, который, на самом деле, и есть истинно хроматическая гармоника без всяких допущений и поблажек, так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов — 7 основных(входящих в мажорную гамму) и 5 дополнительных. Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и «северянки». Для них это было практически одно и тоже, только на баяне «звуков поболе». Вот так и закрепилось за этой разновидностью гармони название «хромка».

Ну есть еще и шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает — потому и хромка.

Впрочем, здесь нужно сделать небольшую, но важную оговорку: сейчас мало, кто из рядовых гармонистов об этом знает, но ещё до Великой Отечественной Войны существовали модели гармони-хромки, имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре, а не 25 (что давно принято за стандарт). Вверх были вынесены не три полутона, а целых пять, что давало ей значительно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками. Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами, имеющими расширенный звукоряд. Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко, который написал немало произведений именно для такой, расширенной, хромки.

Но в последующие, когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней и выбор был остановлен именно на хромке, как наиболее удобной для игры и простой в освоении разновидности гармоник, кто-то железным решением сверху постановил, что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки, хватит и оставшихся трех, а для более требовательных существует баян. Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве на Руси (частушки, плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда, но, наверное, стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать, где их использовать, а где-нет.

Кстати, существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25, которое при наличии некоторых навыков, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части, нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки  (естественно, придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры, но они и так редко используются) и «поставить» на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки, добавляющие еще две хроматические ступени. Сделать это может любой, кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки, но лучше, конечно, обратиться к мастеру.
Так же,попытки расширить звуковые возможности хромки, предпринимались многими мастерами. Например, мастер-конструктор  А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки, имеющую полный хроматический звукоряд,и напоминающую уже, скорее, баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой). Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.

hromka-razrez

Запуск в массовое производство именно хромки, фактически, стал началом конца для всех остальных видов русской гармони, которые с наводнением рынка дешевыми и, как уже говорилось, простыми в освоении гармонями, стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной  в стране, вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми, гармони, как русская венка(или гармонь русского строя), тальянка, ливенка, саратовскаяелецкая и другие… Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши, которые наиболее полно и красочно звучали только на них, а при исполнении на хромке теряли свой колотит. Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха, волей-неволей приходится делать акценты там, где на хромке их чаще всего нет, и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям, особенно-плясовым и частушечным.nizhegor Но на данный момент, из всех видов гармоней, именно хромка доминирует и на сцене и в быту.
kirovskaya Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей, отличающихся как внешним оформлением, так и звучанием. Особенно выделяются из них гармони-хромки: нижегородская(или горьковская), вятская(или кировская)  и кирилловская. Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр, позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой. Все эти гармони и сейчас довольно хорошо распространены.

Кстати,на просторах всемирной паутины есть отличный сайт о музыке и обо всём,что с ней связано. Заходите-не пожалеете.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.