Кирилловская гармонь

Кириловская гармонь названа так по названию района Вологодской области, в котором было налажено около 150 лет назад крупное производство гармоней. Инструмент призводился в Киррилове, Ферапонтове, Никольском Торжке, Горицах. А вот в селе Волокославинское находилась единственная фабрика, где делали такие гармони.

Начали делать эти гармони в Кирриловском уезде в 50-х годах девятнадцатого века.Считается,что первым мастером, сделавшим подобный инструмент(который мы теперь знаем, как Кирилловская гармонь) являлся Иван Разин из деревни Гора, что в Волокославинской волости. За образец он взял гармошку-черепашку, виденную им в Череповецком уезде по соседству. Дело его продолжил его сын. Со временем, к ремеслу мастера стали проявлять интерес соседи.

Никто в селе не изготавливал инструмент от начала и до конца, те, кто участвовал в промысле, изготавливали конкретные детали, специализируясь только на них и добиваясь идеального и быстрого их изготовления.Таким образом, участниками производства каждой гармони являлись несколько человек различной специализации-планочники, меховщики, настройщики, сборщики, голосовщики и прочие.

Эти инструменты уже были гораздо сложнее изготовленных самим Иваном Разиным. Гармони эти везли на продажу, в основном, в Москву и Санкт-Петербург.

В 1920-х Разиных раскулачили и выслали из родных краёв. Производство перешло государству и в последствии было названо «Кирилловская гармонная фабрика», которая объединила разрозненные артели. Был налажен выпуск гармоней и баянов, в том числе-по спецзаказам.

В 1962 году фабрика(находившаяся, к слову, в бывшей церкви) была уничтожена пожаром и производство было закрыто. Мастера разъехались по городам. Кто-то из них пытался работать самостоятельно. Но постепенно, промысел заглох.

Но и в наше время Кирилловская гармонь очень ценится среди знатоков и любителей этого инструмента.Люди ищут, где можно приобрести кирилловскую. Кто-то лелеет надежду самостоятельно изготовить её, что, впрочем, вполне возможно при наличии некоторых знаний, терпения и рук, растущих из правильного места.

Все деревянные детали Кирилловской гармони изготавливались полностью из ольхи(даже дека, которую на современных фабричных дорогих(!) инструментах принято делать из резонансной ели). Даже сейчас по деревням в Кирилловском районе можно найти у людей уже заготовленную и распиленную по нужным размерам древесину. Жители этих деревень занимались поставками ольхи на фабрику. Ольха имеет невысокую плотность, соответственно, и гармони получались очень лёгкими.

Кирилловская имеет необычайно красивый тембр, яркий, звонкий, насыщенный звук. Механика правой клавиатуры бывает и с заёмом, когда при нажатии одной клавиши, синхронно нажимается клавиша на октаву выше. Выпускались гармони 21х12,17х12(по количеству клавиш в правой и левой клавиатурах соответственно).

Главное отличие от обычной хромки-расположение пар бас-аккорд(левая клавиатура) буквой Г, то есть, если играть простую частушку(предлагаемую для начала обучения в самоучителе Бажилина), которая на обычной хромке играется нажатием попарно клавиш в первом ряду(от руки), начиная с первой пары, то в Кирилловской первая пара клавиш этой мелодии находится во втором(от руки) ряду(самые нижние клавиши), а две вторые пары-в первом ряду. Схематично это выглядит так:

Хромка:

E7 | G
Am | C
Dm | F

Кирриловская:

Am | E7
Dm | G
F | C

Очень печально, что Кирилловская гармонь, являясь по-сути национальным достоянием, находится под угрозой исчезновения.

В настоящее время, главным пропагандистом Вологодской традиции игры на гармони и самой Кирилловской гармони, является Алексей Мехнецов, научный сотрудник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Фольклорно-этнографического центра Министерства Культуры РФ.

Кириловская  А. Мехнецова (фотографии А. Мехнецова)

kirillovskaya-mehnetsov
kirillovskaya-pravaya-mehanika
kirillovskaya-levaya-mehanika
kirillovskaya-pravaya

kirillovskaya-levayaНебольшое дополнение к материалу здесь

Комментарий Алексея Мехнецова:
«Насколько мне известно, Благовещенская гармонная фабрика не выпускала с конвейера кирилловскую хромку. Парадокс? Нет, они просто прекрасно понимали, что работая на страну, они не получат спроса на свою хромку с угловым расположением басов. Поэтому они «гнали» обычную хромку 25х25, которая, кстати сказать, никакой популярностью не пользовалась, более того, изготовлялась из дешевых материалов — фанера, алюминиевые планки и т.д. Бывший главный технолог фабрики А.С.Логинов мне об этом рассказывал. Цитирую:
«Мы её [21х12] не делали почти. Начали выпускать – она не расходилась, вообще у нас не покупали её просто. У нас покупали обычную нашу волокославинску ю хромку 25х25».
А после работы, долгими зимними вечерами, потихоньку делали свою, кирилловскую хромку — по домам сидели и работали. Работали целыми семьями — включая женщин и детей, как и было раньше. Медные планки, ольха, ручная обработка и т.д.
В конце 20-х годов, а точнее — в 1928-1929 годах разъезжаются мастера, а те, кто остается — подвергаются гонениям. Государство берет в свои руки гармонный промысел, организовываютс я артели «Северный кустарь» (Благовещенье), «Северная лира» (Лукинское и Верхняя Гора), «Красная нива» (Яршево), «Баян» (Данильцево). В 1936 году всех сливают в одну артель — Сев.кустарь (центр — Благовещенье), которая выпускала различные инструменты, в т.ч. и кирилловскую хромку.
В 1950-е годы артель «Северный Кустарь» несколько раз меняла свое название: «Северная Мелодия», «Благовещенская гармонная фабрика», «Кирилловская гармонная фабрика», и, наконец, «Кирилловская фабрика баянов».
В эти годы фабрика действительно завоевывает рынок по всей стране, остановившись на двух моделях — баян и хромка 25х25.
По заказу, естественно, они делают все, что душе угодно».

 

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.