Русская гармонь-хромка в сравнении с диатоническим аккордеоном

IMG_0118Давно хотел сделать сравнительный анализ гармони–хромки и западного двухрядного диатонического аккордеона, имеющего хождение, пожалуй, по всему миру, кроме России: у нас в стране, в период становления фабричного производства гармоней, сформировался уникальный тип гармоники, ставший самым популярным и массовым на сегодняшний день(в этом материале упустим подробности по поводу того, насколько это было правильно и справедливо по отношению к другим типам русских гармоник). Попробуем разобраться, чем похожи эти два инструмента и чем различаются.

Нижегородская гармонь
Нижегородская гармонь-типичная разновидность гармони-хромки
456756887988
Диатонический аккордеон норвежского мастера Олафа Бергфлодта

Разный звук на сжим-расжим меха

При первом взгляде, конечно же, бросается в глаза наличие меньшего количества клавиш на заграничной гармонике, как слева, так и справа(если сравнивать со стандартной хромкой 25х25). Всё правильно. Но при этом диатонический аккордеон имеет разное звучание одной и той же клавиши на сжим–расжим мехов(и слева, и справа), так называемый «немецкий строй». Да–да, заграничные гармонисты до сих пор понятия не имеют о том, что гармонь может звучать одинаково, независимо от направления движения меха. И, кстати, ничуть от этого не страдают, так как изначально не представляют, что может быть как–то по другому в инструменте подобного класса(нет, о существовании аккордеона и баяна они, конечно же, знают).

Известно, что и у нас в стране, при внедрении гармони–хромки, многие гармонисты старой школы, хорошо понимавшие «русский(либо немецкий) строй» долгое время её не признавали и игнорировали, настолько неправильным и непривычным казалось наличие всего одного звука на каждой клавише.

Левая механика с одноголосыми аккордами(один клапан-один аккорд)

Второе отличие диатонического аккордеона от нашей гармони–хромки заключается в конструкции левой механики. Суть его в том, что в диатоническом аккордеоне применяется простейшая механика, где каждая кнопка открывает всего один клапан, независимо от того, бас это или аккорд.

То есть, в отличие от хромки, где при нажатии кнопки аккорда открываются три(иногда–четыре) клапана, под каждым из которых находится набор планок, формирующий ОДИН звук, участвующий в построении аккорда, в диатоническом аккордеоне этот аккорд открывается всего одним клапаном(под ним расположены соответствующие голосовые планки). Посмотрите, как это выглядит на видео:

Разница в том, что в случае хромки каждый из звуков аккорда–многоголосый(трёх–, четырёх–, и даже более), а в диатоническом аккордеоне–одноголосый(то есть, один звук аккорда–один  голос(язычок)). Плюс–басовый звук не «берёт» дополнение из аккордового резонатора. По такому же принципу работают басы и аккорды на наших саратовских гармонях и тальянках. Решение весьма неоднозначное, пришедшее, так сказать, из глубины веков, имеющее, как минусы, так и плюсы: с одной стороны, аккорды звучат заметно «суше»(вслушайтесь, их почти и не слышно), но с другой  стороны механика при таком устройстве настолько проста и надёжна, что становится практически неубиваемой(ломаться там практически нечему). Про вес можно и не упоминать: отсутствие валиков со стойками и большого количества толкателей говорит само за себя.

На изображениях ниже-типичная левая механика диатонического аккордеона(и,  для сравнения, механика хромки).

4576586786979

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Итоги

Вот, на мой взгляд, и все различия между гармонью–хромкой и диатоническим аккордеоном. Как видите, их не так и много, но они кардинальны и позволяют говорить о каждом из этих инструментов, как об уникальном явлении… Хотя, пожалуй, справедливости ради, нашу хромку, как явление, типичное только для России и нигде больше не культивируемое, следует считать абсолютно уникальным и беречь, как одно из национальных достояний. Хотя есть и те, кто считает её «довольно бестолковым инструментом» (именно из–за одинакового звучания на сжим–расжим). В корне с ними не согласен…

П.С. Различие в терминах «гармонь–хромка» и «диатонический аккордеон» в этом материале весьма условно: на Западе и то, и другое называют «диатоническим аккордеоном».

П.П.С. Конечно, разновидностей диатонических аккордеонов, гораздо больше, чем я упомянул(в том числе, по количеству рядов клавиш), но сути это не меняет.

Сергей Акимов

Комментарии: 7
  1. Александр

    Молодец! Сергей, спасибо за информацию. Интересный инструмент. Кстати, у «русского строя» аналогичный принцип действия механики басов, только у нас они побогаче, т.к. планок побольше и «заём» в аккордах присутствует.

  2. НГП

    У меня на гармони Русского строя бас пятиголосный.
    B аккордном резонаторе 13 камер по четыре язычка в каждой. Так что и аккорды абсолютно полноценные.

  3. Александр

    А я о чём… ))) У моей «барыни» восемь планок на басах. Трёхголосый бас и пятиголосый аккорд, но так как при нажатии на кнопку аккорда открываются три клапана, соответственно — он получается пятнадцатиголосый. Вот такая арифметика.

  4. Андрей

    Добрый день, Сергей!
    Спасибо за статью, понравилась.
    Обращаюсь к вам, как к специалисту, мне попалась чешская гелигонка (типичный чешский.строй С-F), я строю гармони (хромки), но настроить гелигонку оказалось проблемой, запутался с разными звуками на сжим и розжим. Может есть определенная система, по которой можно строить диатонические гармони ?(гелигонки)
    Андрей

  5. Сергей Акимов (автор)

    Андрей,я,наверное,не такой уж и специалист,потому что в данном вопросе-профан. Сам имел дело только с хромками, о «русском строе» только читал и слышал,но в руках не держал,а уж про «гелигонки» вообще ничего не знаю(видел только на картинках)… Может вам как-то ориентироваться на гармони русского строя? В сети можно найти самоучитель,там есть схема.

  6. Юрій

    Як перевчитись з хромки на діатоніку?

  7. Сергей Акимов (автор)

    Юрий,упорным трудом…

Добавить комментарий