Моя вторая гармонь: свершилось!

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!


Здравствуйте, уважаемые пользователи сайта «Пой, гармоника!»!

Вот и завершился длившийся почти два года процесс изготовления моей второй гармони(если вести отсчет от начала изготовления комплекта голосовых планок(а было это летом 2012 года)).

Наверное, правильнее было бы считать моей «по-настоящему» первой именно эту гармонь, так как наиважнейшую и самую сложную в изготовлении часть любой гармони-голосовые планки-я изготовил для нее самостоятельно. Но… Вторая, так вторая… В общем, я рад, наконец, представить вам то, что у меня получилось.

Моя вторая гармонь в сравнении с Чайкой(габариты). Да-да, такая она маленькая, можно подумать, не гармонь, а игрушка:

DSCN0191

Басы буквой «Г»(как у кирилловской гармони) и почему так

В предыдущих статьях я как-то забыл упомянуть один момент: раскладка левой клавиатуры данной гармони повторяет раскладку кирилловской гармони(мажорный и минорный ряды басов-аккордов расположены буквой «Г» друг относительно друга).

Сделать так я решил по одной причине: гармонь с таким звукорядом слева все-таки будет иметь не очень широкий репертуар и больше предназначена для исполнения различных наигрышей. А такая раскладка левой клавиатуры позволяет существенно сократить скачки кисти левой руки, что особенно удобно при игре стоя, когда при каждом движении кисти под ремнем, левый полукорпус норовит провалиться вниз под своим весом(кто играл стоя, тот поймет). В случае же кирилловской раскладки кисть практически неподвижна.

Оформление корпуса

Гармонь оформлена простой инкрустацией(пластик) с корпусными уголками из нержавеющей стали. Накладка на торец грифа изготовлена из распиленной пополам трубки из анодированного алюминия. Торцы стенок корпуса отделаны белым пластиком. Левая и правая решетки выпилены из фанеры.

Правая и левая механики

Правая механика сделана в простейшем варианте, в отличие от предыдущей гармони, где второй ряд клапанов был закреплен на отдельной оси на деке.

Левая механика сделана как в баянах и гармонях высокого класса: клапана стоят на деке независимо от валиков и приводятся в движение проволочными тягами. Такая система позволяет получить более легкий и плавный ход клавиш.

Проблемы при работе над басами и их решение

При первой же сборке гармони для пробной игры обнаружилась большая неприятность: басы забирали столько воздуха, что сильно заглушали правую часть. Ей катастрофически не хватало воздуха, особенно самым высоким голосам(из-за малых размеров корпуса мех тоже получился малого объема).

Проанализировав проблему, пришел к выводу, что в погоне за мощным басом сделал слишком длинные и широкие голоса. Решил изготовить новую планку, и совсем убрать  вторую басовую планку, ту, что на октаву выше первой. Плюс, чтобы еще уменьшить громкость левой части, оклеил решетку фильцем изнутри.

Все эти меры помогли значительно уменьшить громкость, но бас стал бедноват, всего два голоса(напомню, что аккорд слева, от которого бас «занимает» голос-тоже одноголосый). Ну да ладно. Негативный опыт, порой, учит получше позитивного… На будущее буду знать.

Правая голосовая часть и вес гармони

Правая голосовая часть-двухголосая с разницей в октаву между голосами(строевой и-на октаву выше). Настройка в розлив с завышеним высокого голоса(при данной «конструкции» голосовой части, розлив получается нежный, ненавязчивый, не режущий слух).

Вес гармони-3,9кг. Для сравнения: моя первая гармонь весит-4,3кг, а Чайка-5,1кг.

Через пару недель, после доведения настройки «до ума»(нужно поиграть немного) и устранения мелких «шероховатостей», гармонь уедет к покупателю, а я приступлю к изготовлению следующей, благо заказчик уже есть.

В принципе, рассказывать больше и нечего. Вот еще фотографии. Жду вашей критики.

DSCN0198

DSCN0199

DSCN0200

DSCN0203

2014-01-26 21.16.26

DSCN0184

DSCN0186

Без этой выемки в ободке меха(картинка ниже) его рамка ни за что бы не вошла в левый полукорпус(резонатор с лежачей планкой не дал бы, так как расположен вплотную к краю корпуса). Теперь-то я понимаю, что его можно было сделать стоячим, но… все эти «дела» были сделаны, когда в конструкции предполагался большой басовый резонатор с двумя планками:

DSCN0185

Сергей Акимов

Комментарии: 7
  1. александр белорусь

    что сказать здорово,только голосов маловато ,и как правильно сказать ,гриф поменьше метала,а так всё здорово я скрипичный мастер да вот загорелся гармонью всетаки русская душа а сам я с саратова ,душа широка,как волга и вот и такие звуки люблю широкие и серебристые,да вот еще поработайте с настройкой серебристости нет звук не летит нет легкости и воздушности,спасибо что вы есть таких сегодня очень мало вами горжусь желаете пообщаться я в контакте,александр байрашевский,удачи дорогой

  2. Сергей Акимов (автор)

    Спасибо за отзыв,Александр! Только не понял,что значит «гриф поменьше металла»?

  3. Евгений Силаев

    Могу сказать всё одним словом — молодец !

  4. ch

    Я сначала подумал, что это не пластик, а перламутр :) Звучит очень хорошо!

  5. Аноним

    красава! и звук приятный! а главное в том …что всем доказано! можно сделать ВЕЩЬ своими руками! наглядный открытый народный эксперимент ….

  6. Олег

    До чего же приятный звук! Я смотрел ваше видео и с первой и с третьей гармонью. Звук этой — второй- понравился мне больше всего. Всех вам благ, Сергей.

    1. Сергей Акимов (автор)

      Спасибо на добром слове,Олег!

Добавить комментарий