Русская пляска: быть или не быть?

Русская пляска сейчас существует в трёх основных формах:традиционная,бытовая и сценическая.

Из-за того, что старшее поколение уходит, в наше время хранителями традиционной пляски являются различные фольклорные коллективы. Особенность традиционной пляски в том, что она тесно связана с обрядами и образом жизни.Она появилась в то время,когда человек понял некую связь между ритмами природы и ритмами сердца,ритмами движения животных,и собственным ритмом,и захотел им управлять.Откуда и родились культура, обряды и обычаи.Ритм-это нормализация собственного состояния.Когда человек нормализовал собственное состояние,он пытался войти в контакт с тем,что его окружало,что было для него важным.Это- земля.Это-плодородие земли.И человек вызывал это плодородие именно ударом стопой ноги в землю.Это был,во-первых,контакт.Во-вторых,это требование и постановка самого себя:»Я здесь,я есть,я буду!Я требую от тебя,земля,чтобы ты родила!».Исполнение традиционной пляски подчинено довольно строгим правилам.

ПЛЯСКА ПОД ГАМОНЬ


Бытовая пляска сложилась в городах и крупных посёлках, куда переезжали деревенские жители. Её особенность ,в отличие от традиционной в том,что она перестала быть связанной с обрядом. Каких-то строгих правил в её исполнении уже не стало. Но нужно отдавать себе отчёт в том, что она сложилась среди людей,родившихся и выросших в деревне. Из-за этого манера исполнения и движения остались традиционными.Пляска одного человека,это,по сути,монолог.Если идёт пляска двух человек,то это — обмен мнениями и высказываниями.Если кто-то при этом поёт со стороны,то это называется комментарии.Осмысливая структуру пляски,человек лучше понимает,что он должен петь и как…То есть не петь,а выкрикивать.Сами по себе,фразы должны быть ёмкими и законченными,иначе смысла в них нет,они должны выкрикиваться очень резко и громко.

МЕЖА-МУЖСКАЯ ПЛЯСКА

Сценической пляске обучают в училищах и вузах. Она подчинена законам сцены. Пляска на сцене должна быть зрелищной.Из-за этого профессиональные хореографы ввели в неё движения с большой амплитудой(которых никогда в русской пляске не было), массовые действа, отточенную, стандартную технику и,чуть ли,не акробатические упражнения. Импровизация, как главная основа традиционной и бытовой пляски,исчезла. Русские плясовые движения были положены на балетную основу, поэтому традиционная манера исполнения  была утеряна.Можно с полной уверенностью говорить,что то,что сейчас показывают на большой сцене под видом «русской народной пляски»,никакого отношения к этой самой пляске не имеет,и называться пляской,ну никак не может.Правильнее будет называть это «русским танцем»(или «русским сценическим танцем»),но  не «пляской»,и, уж точно,не «народной».

 
Сколько необходимо потратить времени, что бы научиться плясать?
Для качественного освоения традиционной или сценической пляски, надо потратить несколько лет занятий у опытного педагога.
Что бы научиться бытовой пляске, при наличии большого желания, чувства ритма, некоторых способностей, определённой физической подготовке и при использовании соответствующей методики, построенной не на заучивании движений, а использовании принципов, будет достаточно 3-4 часов занятии, это одна две тренировки.
Как раньше учили пляске в деревнях?Наверное,кого-то огорошит ответ на этот вопрос: «А никак!»
А зачем,собственно,было этому учить?Ведь,если подумать,кого-нибудь из современных молодых людей учили танцам на дискотеках?Скорее всего,мало,кто ответит «да» на этот вопрос.Но на дискотеках же они танцуют!И кто-то при этом ещё и  ХОРОШО танцует,потому что им это нравится!…Вот и раньше так было,только музыка была другая и движения.Обучение(а правильнее-самообучение) пляске шло не по методу заучивания и точного копирования  движений других,а через понятие и осознание ПРИНЦИПОВ,в рамках которых уже шла чистейшая импровизация по ситуации и обстановке.Дети с раннего возраста видели и впитывали живой пример пляшущих взрослых и когда приходила их пора ходить на гулянья и праздники,мало кто испытывал какие-либо затруднения,потому что,всё это было уже в крови и в менталитете.У кого были сильные ноги,тот плясал вприсядку,кто не мог вприсядку,топал,хлопал,отбивал дроби.Пляска,это пляска,а не исполнение каких-то движений под музыку,которым нужно очень долго учиться.
Но в наше время,чтобы научиться плясать,нужно,всё-таки,приложить некоторые усилия.Трудность здесь в том,что народ русский уже достаточно давно находится под тяжёлым давлением других культур.Повсюду звучит музыка,ничего общего не имеющая с понятием «русская»,на дискотеках и из телевизора впитывается заграничная(американо-латино-африканская) манера танца.Постоянно рекламируются различные конкурсы,школы,курсы латино-американских танцев.И всему этому нужно сознательно и активно противостоять.Кто-нибудь,когда-нибудь видел,чтобы,например,в латинской америке или западной европе,плясали по-русски,а на дискотеках звучала русская музыка?…Так почему мы с такой самоотдачей,и так безоглядно впитываем всё это, при том,что что-то своё,родное до мозга костей, вызывает у нас презренное «фу»?
russkaya-plyaskaЖивой пример бережного отношения к национальной культуре,в том числе-и к танцам,это народы кавказа.По телевидению как-то показывали  ночные гулянья по всей стране,в честь победы Российской футбольной сборной над сборной Голландии в июне 2008-го года.И в одном из эпизодов было показано,как в компании молодёжи,один парень кавказской наружности лихо и самозабвенно отплясывал лезгинку,в то время,как другой (похоже-русский) подыгрывал ему на аккордеоне!…Думаете,кто-то сплясал «русского»,или,хотя бы,попытался?…В другом (тоже «футбольном») эпизоде,довольно большая группа чеченской молодёжи,по очереди исполняли национальные танцы на трибуне стадиона в Грозном,перед матчем любимой команды,под хлопанье в ладоши…Ну а мы?… Мы только идём к этому,или уже ушли безвозвратно?…
Совершенно ясно,что в чистейшем виде русскую пляску не возродить в городской среде.Да и в деревенской,пожалуй,тоже.Образ жизни кардинально изменился и в деревне.А в отрыве от традиционного крестьянского образа жизни,в отрыве от природы,от земли,полноценно существовать в своём исконном виде она не сможет.Но это не значит,что нужно плюнуть на неё и забыть.Не имеем мы на это никакого права.Можно её сохранить,хотя бы приближённо к настоящей,чтобы донести до потомков всю её исконно русскую удаль и красоту.
И напоследок вспомню один эпизод из собственного опыта.Как-то одна бабушка,живущая по соседству с деревней,где проживают мои дед с бабушкой,вспоминая свою молодость и рассказывая,как здорово играл на гармони мой дед,обронила замечательную фразу,которую я запомнил практически дословно и никогда не забуду: «Под других гармонистов мало,кто выходил,все девки ждали твоего дедушку(он играл не как все,а с переборами).И вот он начинал,играть,а мы танцевали…Тфу-ты!…Не танцевали… ПЛЯСАЛИ!… ТАНЦЕВАТЬ НЕ УМЕЛИ!».

Читайте,также:
Музей Русской гармоника Альфреда Мирека

Смотрите также:

Русская пляска: быть или не быть?: 2 комментария

  1. все конечно хорошо, но слишком уж подеревенски выглядит русская пляска, слишком уж плаксивые или неглубокие наши тексты, кому-то нравится, но их мало. Не хватает ребрединга, талантливых молодых людей, они есть, но кто им даст пробится без связей, вот и так все идет. Русская культура интересна, но она не удовлетворяет потребности молодежи и более взрослого населения, а тех чьи потребности удовлетворяет их мало. Сальса мамба (заметьте все южные танцы, не какие-нибудь вальсы) берут своей горячностью и эмоциональностью, под такую музыку ноги сами идут в пляс.

  2. kotori, типичный поверхностный взгляд человека,недостаточно знакомого с традиционной русской культурой… Вы пляски-то много видели? Не балета на сцене(который придумали хореографы,вырвав некоторые движения из «контекста» и гипертрофировав их),а настоящей пляски?
    «По деревенски»??? А что в этом плохого? Если слово «деревня» у вас в голове засело,как исключительно ругательное(а,похоже,так оно и есть), то уж точно не вам судить о «горячности и эмоциональности» русской музыки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.