
Звукоизвлечение с помощью свободно проскакивающего металлического язычка, бесспорно, имеет много положительных качеств, но может давать некоторый дребезжащий оттенок, а при сильной подаче воздуха — крикливый и пронзительный звук. Над смягчением этого недостатка — в поисках разнообразия окраски звуков гармоники талантливые русские музыкальные мастера работали еще в 70-х годах 19-го века (см. Н.И.Белобородов и его гармоника, Ливенская гармонь), и весьма удачно.
В наше время для изменения тембра звука в аккордеонах и баянах употребляются три основные конструкции: ступенчатая дека, ломаная дека и тембровая камера.
Ступенчатая дека

камера.
Преимуществами ступенчатой деки является ее технологичность в производстве и удобство при ремонте,связанном с деталями клавиатурной механики. При этом конструкции деки и расположение резонаторов таково, что достаточно отделить правую часть инструмента от меховой рамки — и доступ к любому из них свободен, а голосовые планки легко обозреваются.
Ломаная дека
Ломаная дека, или, правильнее, резонаторный канал(за рубежом данное устройство общепринято называется Casotto(с итальянского)). Это приспособление основано на тех же принципах, что и предыдущее. По своей конструкции оно буквально копирует подобного рода устройства, которые русские мастера применяли еще в 19-м веке на саратовских и ливенских гармониках.

В 30-х годах резонаторный канал(Casotto) начинают применять и в аккордеонах (особенно широко в послевоенные годы), а позже — в баянах.

Суть этого устройства в следующем: дека во всю свою длину имеет изгиб в виде углубления, в котором под углом в 90 градусов к основным рядам клапанов расположены дополнительные. К внутренней стенке резонаторного канала крепятся резонаторы, которые перпендикулярны резонаторам, установленным в обычном положении.

Такая конструкция деки помогает облагородить звучание: преломление звуковых волн сочетается с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние довольно сильно прислушаются, а самые высокие несколько ослабевают.
Создаваемый этим устройством приятный тембр получил широкое признание у исполнителей многих стран, инструменты с резонаторным каналом(Casotto) выпускаются серийно в большом количестве.
Тембровая камера
На правой стороне инструментов применяются еще устройства для смягчения и приглашения звука, а именно: демпферные крышки, створки и шторки.Эти приспособления тем или иным способом закрывают плотно правую сетку, на которой (или под которой) они находятся. Здесь же, на сетке, обычно находится и ручка (или передвижная планка), при перемещении которой в сторону открываются или закрываются крышки и створки.
Несколько сложнее устроена шторка, которая при передвижении планки, расположенной на сетке (или за грифом),с помощью капроновых нитей и блочной системы раздвигается или задвигается под всей плоскостью сетки (и не только приглушает силу звука, но и несколько изменяет тембр).
По материалам А. Мирека.