Устройства для смягчения звука гармони,баяна и аккордеона(ломаная дека,ступенчатая дека,тембровая камера)

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!
Гармоника работы Л.Чулкова с резонаторным каналом(для Н.И.Белобородова)
Гармоника с резонаторным каналом работы Л.Чулкова (для Н.И.Белобородова) в разрезе. 1870-е годы.

Звукоизвлечение с помощью свободно проскакивающего металлического язычка, бесспорно, имеет много положительных качеств, но может давать некоторый дребезжащий оттенок, а при сильной подаче воздуха — крикливый и пронзительный звук. Над смягчением этого недостатка — в поисках разнообразия окраски звуков гармоники талантливые русские музыкальные мастера работали еще в 70-х годах 19-го века (см. Н.И.Белобородов и его гармоника, Ливенская гармонь), и весьма удачно.

В наше время для изменения тембра звука в аккордеонах и баянах употребляются три основные конструкции: ступенчатая дека, ломаная дека и тембровая камера.

Ступенчатая дека

Дека имеет в разрезе вид ступеньки. На нижней плоскости ее, как и на верхней, внутри инструмента смонтированы резонаторы. С наружной части деки над нижней ступенью укреплен плоский щиток, перекрывающий два ряда нижних клапанов и образующий дополнительную камеру в виде углубления, ограниченного с трех сторон стенками деки и щитком. Плоский щиток, преломляя поток звуковых волн, приглушает звучание голосовых язычков, укрепленных на резонаторах (расположенных на нижней ступени деки), и, выполняя роль сурдины, изменяет тембр звучания инструмента.

Ступенчатая дека аккордеона
Схема правой части аккордеона со ступенчатой декой: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — клавиатурные клапаны, 4 — резонаторы,5 — голосовые планки, 6 — ступенчатая дека, 7 — плоский щиток, перекрывающий ряды клапанов, 8 — дополнительная воздушная
камера.

Преимуществами ступенчатой деки является ее технологичность в производстве и удобство при ремонте,связанном с деталями клавиатурной механики. При этом конструкции деки и расположение резонаторов таково, что достаточно отделить правую часть инструмента от меховой рамки — и доступ к любому из них свободен, а голосовые планки легко обозреваются.

Ломаная дека

Ломаная дека, или, правильнее, резонаторный канал(за рубежом данное устройство общепринято называется Casotto(с итальянского)). Это приспособление основано на тех же принципах, что и предыдущее. По своей конструкции оно буквально копирует подобного рода устройства, которые русские мастера применяли еще в 19-м веке на саратовских и ливенских гармониках.

Гармонь-ливенка в разрезе(виден резонаторный канал)
Гармонь-ливенка в разрезе(виден резонаторный канал)

В 30-х годах резонаторный канал(Casotto) начинают применять и в аккордеонах (особенно широко в послевоенные годы), а позже — в баянах.

Ломаная дека баян
Схема правой части баяна с ломаной декой — резонаторным каналом; 1 — гриф, 2 — кнопки правой клавиатуры, 3 — резонаторы, 4 — голосовые планки, 5 — клавиатурные клапаны, 6 — ломаная дека (резонаторный канал)

Суть этого устройства в следующем: дека во всю свою длину имеет изгиб в виде углубления, в котором под углом в 90 градусов к основным рядам клапанов расположены дополнительные. К внутренней стенке резонаторного канала крепятся резонаторы, которые перпендикулярны резонаторам, установленным в обычном положении.

Современный аккордеон с ломаной декой(Casotto)
Современный аккордеон с ломаной декой(Casotto)

Такая конструкция деки помогает облагородить звучание: преломление звуковых волн сочетается с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние довольно сильно прислушаются, а самые высокие несколько ослабевают.

Создаваемый этим устройством приятный тембр получил широкое признание у исполнителей многих стран, инструменты с резонаторным каналом(Casotto) выпускаются серийно в большом количестве.

Тембровая камера

Это приспособление по сравнению с описанным выше более простое. При прямой деке, но с обязательным смещением грифа к середине корпуса, основные ряды клапанов размещаются на деке перед грифом, а остальные — сзади него (примерно как при двухсторонней механике), но в данном случае и задние, и передние ряды клапанов связаны со всеми тремя рядами кнопок (по аналогии с резонаторным каналом — см. схему). Правая сетка при этом делается только над передними клапанами, сзади грифа над дополнительными рядами клапанов сетки нет — они закрыты глухой крышкой. Таким образом, здесь также получается камера для изменения тембра звука, образованная задней частью деки и изогнутой глухой крышкой. При нажиме на одну кнопку также поднимаются два клапана, но не в разных плоскостях, как в предыдущих вариантах, а в одной (так как дека прямая). Ввиду особого расположения грифа (смешение к середине) применение этой конструкции возможно лишь на баянах с трехрядной клавиатурой.

На правой стороне инструментов применяются еще устройства для смягчения и приглашения звука, а именно: демпферные крышки, створки и шторки.Эти приспособления тем или иным способом закрывают плотно правую сетку, на которой (или под которой) они находятся. Здесь же, на сетке, обычно находится и ручка (или передвижная планка), при перемещении которой в сторону открываются или закрываются крышки и створки.

Несколько сложнее устроена шторка, которая при передвижении планки, расположенной на сетке (или за грифом),с помощью капроновых нитей и блочной системы раздвигается или задвигается под всей плоскостью сетки (и не только приглушает силу звука, но и несколько изменяет тембр).

По материалам А. Мирека.

Добавить комментарий