Устройство гармоник

Русские и венские гармоники

Меховые гармоники являются типичными представителями диатонических двухрядных русских и венских гармоник, которые на правой клавиатуре имеют диапазон звуков около трех октав (от «си» малой октавы до «ля» третьей октавы или «соль» малой октавы до «фа» третьей октавы).

Для полной хроматической гаммы в первом диапазоне не хватает: в первой октаве ре-диеза и в третьей — фа-диеза и соль-диеза.

Все хроматические полутоны венской гармоники, помещенные на концах грифа, звуки: си-бемоль малой, первой и второй октав, до-диез первой и третьей октавы и ре-диез второй и третьей октавы — можно получить только при сжиме мехов или только при разжиме их. При этом звуки до-диез и ре-диез в третьей октаве имеются на двух клавишах, но оба раза только в одну сторону (клавиши 9 и 18).

Разбросанность звуков по тональности показывает, что последовательность их здесь случайная.

B результате такой планировки звукоряда играть длинные музыкальные фразы приходится только при сжиме или только при разжиме мехов, а иногда на каждый новый звук приходится менять направление движения меха, как говорят гармонисты, трясти мехами.

Концертино

Английское концертино изобретено в 1829 г. английским физиком Чарльзом Уинстоном, в молодости работавшим продавцом в магазине музыкальных инструментов. Как оркестровый инструмент, его с самого начала выпускали нескольких размеров (прима, баритон и бас).

Звуки, извлекаемые из каждого инструмента, имели одинаковую последовательность, но в разных октавах. B настоящее время выпускается 6 разновидностей концертино: сопрано, альт,тенор, баритон, бас и контрабас.

Основные узлы меховых гармоник

Основными характерными узлами меховых гармоник(рис. 18) являются:

  • корпус, состоящий из крышки мелодии 4 и басовой крышки 1, клавиатуры мелодии c грифом 5, меха 3, басового механизма 10 и резонаторов c голосовыми планками 2, 9, 8; крышки мелодии и басовая являются опорными элементами инструмента, на которых закрепляют и монтируют все остальные узлы гармоники
  • клавиатурный механизм мелодии, состоящий из опорной гребенки 7 и рычагов 6, смонтированных на оси, служит для извлечения звуков в необходимой последовательности
  • гриф является опорой для руки исполнителя и для ограничения движения клавиатуры при нажиме на ее рычаги
  • мех состоит из нескольких герметически склеенных  подвижных борин, позволяющих при растягивании и сжиме создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента; мех является также связующим звеном между крышкой мелодии и басовой крышкой и герметически скреплен с ними при помощи шпилек или винтов
  • басовый механизм представляет собой систему рычагов, валиков и толкателей, связанных между собой и позволяющих при нажатии на кнопки механизма извлекать отдельные звуки (басы) или готовые аккорды; басовый механизм смонтирован в басовой крышке и во многом определяет ее габаритные размеры
  • резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования; голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах c перегородками и крепятся к ним при помощи восковых составов или мастик и специальными гвоздями; резонаторы с планками, установленные в крышке мелодии, называются резонаторами мелодии 8, а в басовой крышке—басовыми резонаторами 2, 9

poperechniy-razrez

Количество резонаторов мелодии в гармонике зависит от ее типа. Если при нажатии одной клавиши звучат одновременно в голосовых планках два язычка, значит в гармонике два резонатора: один для первого ряда клавиш, другой для второго. В этом случае гармоника называется двухголосной. В трехголосной гармонике количество резонаторов в полтора раза, а в четырехголосной — в два раза больше, чем в двухголосной.

В гармониках обычно бывает два басовых резонатора; один из них называют резонатором баса, другой — резонатором аккомпанемента. Однако это разделение чисто условное, так как при нажатии кнопки клавиши баса звучат одновременно язычки в планках и на резонаторе баса, и на резонаторе аккомпанемента.

Принцип извлечения звука в гармониках

Принцип извлечения звука в гармонике схематически показан на рис. 19.

shema-zvukoobrazovaniya

Из рисунка видно, что при положении 1 клавиши 10 и басовой крышки 1 клапан 7 плотно закрывает отверстие 6 для прохождения воздуха; при этом язычки 4 и 5 остаются в покое.
При нажатии клавиши 10 последняя повернется на некоторый угол и примет положение II. Клапан 7 откроет отверстие на крышке (деке) 3, и при движении басовой крышки 1 влево до положения II объем меховой камеры увеличивается. Движущийся воздух приводит в колебательное движение язычок 4, в процессе колебаний которого в воздушной среде образуется звук. При движении басовой крышки вправо из положения II в положение I объем меховой камеры будет уменьшаться. B результате при открытом клапане 7 направление движения воздуха изменится и зазвучит язычок 5, приклепанный к планке c обратной стороны.

Гармоники, выпускаемые отечественной промышленностью

Отечественная промышленность выпускает несколько типов гармоник «хромка». Наиболее распространенными из них являются: двухголосная гармоника 23х12-11 с 23 клавишами в правой клавиатуре и 12 кнопками в левой. Количество резонаторов мелодии —2, басовых резонаторов —2; звуковой диапазон правой клавиатуры — от ноты ля малой октавы до фа-диез третьей октавы или от ноты соль малой октавы до ми третьей октавы. Строй основан на неполной диатонической гамме. 3вукоряд по отдельным рядам клавиатуры мелодии дан на рис. 20.

Гармоника «кромка» 23х12 имеет шесть басов, четыре мажорных и два минорных аккорда. Схема звукоряда басовой клавиатуры гармоники 23х12 приведена на рис. 21.

basi-23-23

Гармоника Г-25х25 c 25 клавишами в правой клавиатуре и 25 кнопками в левой является более совершенной по сравнению c предыдущей по своим музыкальным возможностям. Гармоники этого типа бывают двух-, трех- и четырехголосные. В зависимости от этого количество резонаторов мелодии колеблется от двух до четырех.

Четырехголосные гармоники в большинстве случаев имеют регистровый переключатель, с помощью которого можно отключать часть одновременно звучащих язычков.

Гармоники Г-25х25-II, Г-25х25-III имеют одинаковый звуковой диапазон правой клавиатуры — от ноты соль малой октавы до соль третьей октавы.

У четырехголосной гармоники звуковой диапазон может быть расширен на одну октаву в сторону понижения звуков благодаря регистровому переключателю. Тогда самым низким звуком в правой клавиатуре может быть нота соль большой октавы.

Изготовляют также гармоники и с другой звуковой тональностью. Звуковой диапазон в этом случае будет от ноты фа малой октавы до фа третьей октавы.
shema-zvukoryada
Звукоряд гармоники 25 Х 25 приведен в предыдущей схеме
(см. рис. 20).

C помощью басовой клавиатуры можно извлечь восемь аккордов: пять мажорных и три минорных. Остальные кнопки баса дублирующие.

Схема звукоряда басовой клавиатуры гармоники кромки 25X25 приведена на рис. 22.

Венская гармоника c 23 клавишами в клавиатуре мелодии и 12 кнопками в басовом механизме еще довольно распространена(на момент 1971-го года).

Основным недостатком этой гармоники является то, что при игре на ней необходимо соблюдать правила движения меха, и в некоторых случаях, чтобы проиграть длинную музыкальную фразу, приходится передергивать мех.

Схема звукоряда венской гармоники приведена на рис. 23.basi25-25-i-venskaya

Комментарии: 2
  1. Александр

    Мне, как , пока что, полному дилетанту, информация очень полезна. Спасибо. Непонятен только момент звукоизвлечения: почему при движении басовой крышки влево (т.е. на растяжку) звучит язычок №4, а не 5?

  2. Сергей Акимов (автор)

    Александр,потому что он и должен звучать. Язычок звучит,когда поток воздуха вдавливает его внутрь планки(а именно это и происходит с язычком номер 4,когда басовая крышка идёт влево).

Добавить комментарий