Материалы для изготовления гармоник(1930 год)

Подписывайтесь на канал "Пой,гармоника!" в Дзене!

Древесина

На корпус гармони, который многие мастера называют ящиком, требуется дерево мягкое, чистое, без сучков, без свищеватости, без гнили и трещин. Гармоники производства тульских фабрик и кустарей изготавливаются чаще всего из липы. Гармоники Череповецкого кустарного района делаются только из ольхи. Вятские кустари делают корпуса из смешанного леса, некоторые части делают из берёзы и осины. Но самым лучшим деревом для изготовления корпуса следует признать ольху. Гриф лучше делать из берёзы(можно-из ольхи); клавиши-так же из берёзы или ольхи. Резонаторы-из ольхи, липы или осины. Часто у дорогих гармоник решётки и рамки фанеруются крепким и красивым шпоном из ореха, палисандра, груши, чинара, птичьего глаза(особый вид кленовой древесины-прим.С.Акимова), красного и чёрного дерева, а гриф делается целиком из палисандра или ореха. Лучшим деревом для работы будет то, которое не лежало долго в лесу в неочищенном виде после его заготовки, а сразу же было распилено и расколото на плашки и дощечки и хорошо высушено на воздухе.

Американский орех
Американский орех

Металл

Метал для гармоники идёт, главным образом, на планки, голоса, отделку корпуса и механику клавиатур. На планки требуется листовая медь(латунь?-прим.С.Акимов) и в крайнем случае-белый металл(польское серебро)(предполагаю,что имеется ввиду нейзильбер-прим.С.Акимова), а в редких случаях-алюминий. На голоса идёт медная проволока. В настоящее время принято наклёпывать голоса из ленточной стали(это занесено к нам из Германии). Толщина её подбирается согласно выпиловке голоса по тону(от 0,35 до 0,6 мм). Очень хорошие голоса выходят из белого металла(польского серебра). На заклёпки для голосов применяется железная проволока, но только не отожжёная(не понял, почему-прим.С.Акимова). На внешнюю отделку идут медь, белый металл(польское серебро), серебряный никель(думаю, что это мельхиор-прим.С.Акимова) и жесть. На шпильки для отделки гармоник можно использовать железную, медную и белую серебряную проволоку. Различные гвоздики, винтики всех размеров имеются в продаже в готовом виде.

Нейзильбер
Нейзильбер листовой(для внешней отделки гармоник)

Картон

Картон бывает белого и жёлтого цвета. На меха гармоники идёт жёлтый, как более мягкий, не ломающийся при изгибах(на борины). На меха двухрядных гармоник покупается 30-40 листов на 16кг. Если готового картона в продаже нет, то можно заменить самодельным картоном, изготавливаемым из старых газет или писчей бумаги.

Бумага цветная

Идёт для оклейки меха с наружной стороны, для чего имеются в продаже различные сорта: мраморная цветная, гофрированная, золотая, серебряная.

Ситец

Также идёт на оклейку мехов. В настоящее время вытеснил из обихода бумагу. Ситец нужно выбирать не толстый, крепкий и лощёный.

Лайка

Идёт в углы мехов, на оклейку рамок, для оклейки резонаторов под планки и на голоса. Лайка для вклейки в углы меха может пойти всякая, только бы она была тонкая и мягкая. Для резонаторов, клапанов и на рамки идёт мягкая, нежная, средней толщины и толстая. На голоса требуется особо выделанная лайка, а именно-обессоленная; также важную роль играет её окраска(не знаю, актуально ли это до сих пор-прим.С.Акимов). Самые лучшие цвета-крем, светло-розовый, синий, белый и бледно-голубой. Лайка остальных цветов-красная, коричневая, голубая, зелёная, тёмно-синяя и чёрная-к голосам совсем непригодна.

Лайка
Лайка(идёт на меха, клапана и голосовые планки)

Клеёнка

Клеёнка(лакированный холст) идёт на оклейку по краям меха. Она имеется различных цветов и толщины. Гармоники принято оклеивать чёрной клеёнкой или тёмно-коричневой, редко-тёмно-зелёной. Клеенку нужно выбирать не очень толстую и лучше-шагреневую.

Кожа

Кожа в гармониках идёт на плечевые ремни, на ушко к правой руке(как на саратовке и елецкой-прим.С.Акимов) и ремешки на меховые застёжки. Здесь можно выбирать, что красивее и прочнее-лак, шагрень, опоек, шевро и т.п.

Клей

На гармонное производство клей идёт только лучшего качества, так называемый столярный(однозначно это костный, а скорее всего-мездровый клей-прим.С.Акимов).

Краски

Не мешает иметь в запасе следующие: сурик, киноварь, голландскую сажу, нигрозин чёрный и жёлтый, крон,жжёную умбру, зелёный и красный фуксин; все перечисленные краски-в сухом виде. Белая эмаль, тёртая на масле, покупается в баночка весом 200-400 грамм.

Лаки

Лаки применяются только спиртовые. Сорта-красный, белый, светлый и чёрный. Политура-светлая и белая. Речь однозначно о шеллаке-прим.С.Акимов

Другие материалы

Фланель-идёт для подклейки ремней-плечевого и «ушка». Потребляется толстая, высшего качества.

Олово и кислота-для пайки некоторых узлов.

Стеклянная шкурка-для отделки дерева. Наждачная-для металла.

Мел и мыло-идут для полировки кости на клавишах

Воск и канифоль-для изготовления мастики для приклеивания лайки на голоса и заливки планок на резонаторах.

Добавить комментарий